В комнату в женевской гостинице "Интерконтиненталь", где сидели российские дипломаты, вбежал их американский коллега. "Чем отличается русское слово перегрузка от перезагрузки?" - спросил он. Ему объяснили. "О Боже, меня теперь уволят", - лишь простонал американец.
В это время несколькими этажами выше глава МИД России Сергей Лавров вел переговоры с госсекретарем США Хиллари Клинтон. 6 марта в Женеве состоялась их первая полноформатная встреча. "Я был поражен. Она так хорошо владела материалом. Практически не смотрела в домашние заготовки. А ведь, чтобы более двух часов говорить на все те темы, которые были затронуты, нужно было готовиться как минимум дня два без сна и отдыха", - поделился со мной впечатлениями от встречи Лаврова с Клинтон один из ее участников с российской стороны.
Заранее было ясно, что в Женеву госсекретарь едет в первую очередь не говорить, а слушать. Так в итоге и получилось. Больше говорил Лавров. На некоторые его рассуждения Клинтон отвечала. Другие оставляла без комментариев. Тем не менее встречей Лавров явно остался доволен: "Я имею смелость утверждать, что у нас прекрасные личные отношения, и надеюсь, что Хиллари согласится в этом со мной". Клинтон улыбнулась и кивнула.
Правда, началась их встреча с небольшого конфуза. Госсекретарь подготовила российскому министру подарок - красную кнопку. В Вашингтоне уже неоднократно на различных уровнях заявляли, что готовы к перезагрузке российско-американских отношений.
Именно слово "перезагрузка" и попросила написать Хиллари Клинтон над кнопкой. Однако кто-то недоглядел и в итоге появилась надпись на латинице: "PEREGRUZKA". После завершения переговоров американская делегация попросила 15-минутный тайм-аут. Очевидно, понимали, что вопроса о кнопке на пресс-конференции избежать не удастся, и искали достойный ответ. Нашли.
Клинтон отметила, что слово "перегрузка" тоже в какой-то степени правильное: "У нас будет перегрузка в плане работы". "Согласен с тем, что груз, которым измеряется наша повестка дня, огромен, но, думаю, ни у Хиллари, ни у меня нет желания избавиться от чего-либо из этого груза", - ответил Лавров.
Первым испытанием на прочность отношений между Лавровым и Клинтон, очевидно, станут переговоры по ограничению оружия массового уничтожения. Известно, что Договор СНВ-1 истекает 5 декабря 2009 года. И хотя времени до декабря осталось не так много, эксперты уверены: его вполне хватит для подготовки полноценного документа. Нужна лишь соответствующая политическая воля. "Я отмечаю готовность наших американских партнеров к диалогу на основе взаимного учета интересов", - заявил Лавров.
Какова дальнейшая повестка дня российско-американских отношений? В начале апреля в Лондоне состоится первая встреча президентов России и США Дмитрия Медведева и Барака Обамы.
Не исключено, что еще до этого пройдут переговоры министров иностранных дел и обороны двух стран в формате "2+2". Затем уже в июне запланирована еще одна встреча Лаврова с Клинтон. Месяцем позже накануне саммита "большой восьмерки" в Италии пути главы российского МИДа и госсекретаря США опять пересекутся. Параллельно будут проходить различные переговоры на уровне замминистров, политдиректоров и экспертов.
Между тем
Не исключено, что в самое ближайшее время в Вашингтон отправится замминистра иностранных дел России Сергей Рябков. А ближе к концу года станет окончательно ясно, удалось ли российским и американским дипломатам от многообещающих слов перейти к реальным договоренностям. Ведь рубеж 5 декабря никто не отменял.