10 марта президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым издан указ об утверждении федеральной программы "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)".
В соответствии с Национальным планом противодействия коррупции в программу включены дополнительные меры по профилактике коррупции на государственной службе.
Наш корреспондент обратился за разъяснениями основных положений программы к помощнику президента Российской Федерации Олегу Александровичу Маркову.
Российская газета: Олег Александрович, какова цель принятия новой федеральной программы?
Олег Марков: Программа обеспечивает продолжение реформы и призвана создать единую систему государственной службы как важнейшего механизма эффективного государственного управления.
Мероприятия программы будут направлены на сокращение затрат в сфере государственной службы, внедрение лучшего отечественного и зарубежного опыта ее организации.
Программа учитывает различия в темпах развития законодательства о видах государственной службы. С принятием новых федеральных законов о военной службе и правоохранительной службе будет создана комплексная нормативно-правовая база государственной службы в целом. Предполагается разработать и внедрить современные кадровые, информационные и образовательные технологии.
РГ: Вы сказали, что программа продолжает реформу государственной службы. Значит, часть задач уже решена?
Марков: Прежде всего существенно изменилась правовая основа гражданской службы. Введены в действие федеральные законы о системе государственной службы и о гражданской службе. Положения этих законов получили развитие в более чем 30 указах и постановлениях.
Конкурсный отбор и новые квалификационные требования к гражданским служащим, участие независимых экспертов в аттестационных, конкурсных комиссиях и в комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов - все это результат проведенной реформы.
Кроме того, определен порядок получения гражданскими служащими единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. Впервые созданы реальные возможности установления оплаты труда гражданских служащих в зависимости от показателей результативности их деятельности.
Поэтапно вводятся ведомственные программы и индивидуальные планы профессионального развития служащих.
РГ: Вы считаете, что государственная служба становится более профессиональной?
Марков: Реформа создает реальные условия для профессионального роста государственных служащих.
Утверждены государственные требования к профессиональной переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих, определена их периодичность (один раз в три года). Обучение осуществляется на основе государственного заказа.
Развивается сеть специализированных учебных заведений, обеспечивающих дополнительное профессиональное образование служащих. Ежегодно проводятся семинары по приоритетным социально-экономическим вопросам для глав субъектов Российской Федерации.
Завершается работа над указом о подготовке кадров по договорам на обучение. Он позволит привлечь на федеральную гражданскую службу молодых квалифицированных работников.
РГ: Это касается прежде всего федеральной службы, по ведь немало служащих трудится и в регионах?
Марков: Действительно, гражданская служба состоит из двух уровней - федерального и регионального. В ходе реформы разграничены полномочия между федеральными органами и органами государственной власти субъектов Федерации в сфере правового регулирования гражданской службы. В регионах уже действуют свыше 4,5 тыс. правовых актов по вопросам гражданской службы. В некоторых субъектах Федерации более оперативно, чем на федеральном уровне, принимаются акты о предоставлении служащим дополнительных социальных гарантий.
Впервые законодательно закреплены принципы взаимосвязи государственной гражданской службы и муниципальной службы. В то же время новый федеральный закон о муниципальной службе значительно расширил полномочия органов местного самоуправления по вопросам организации муниципальной службы.
Во многих субъектах Федерации уже приняты свои региональные и муниципальные программы развития гражданской и муниципальной службы.
РГ: Олег Александрович, в чем приоритеты новой программы?
Марков: Основные направления нового этапа реформы государственной службы определены до 2013 года.
В этот период будут предприняты меры, направленные на профилактику коррупции, обеспечение государственных гарантий на государственной службе и повышение ее престижа.
В ближайшей перспективе стоят задачи правового обеспечения правоохранительной службы как вида государственной службы и развитие законодательства о военной службе.
Кроме того, планируется внедрение системы мотивации карьерного роста государственных служащих. Начато создание федерального кадрового резерва и совершенствование правовых основ его формирования и использования.
В процессе реализации программы будет произведена унификация методов кадровой работы и обеспечено внедрение информационных систем в процесс управления кадровыми ресурсами.
Завершение разработки эффективных технологий кадровой работы предоставляет новые возможности для оценки результативности деятельности служащих.
РГ: Повысит ли это качество работы служащих?
Марков: Проблема оценки качества и результативности на государственной службе актуальна не только в России, но и в большинстве развитых государств мира.
В первую очередь предстоит создать систему показателей результативности деятельности служащих и установить порядок ее оценки.
Будут проведены выборочные социологические исследования оценки результативности деятельности государственных служащих, связанной с оказанием государственных услуг.
РГ: Утверждение программы указом президента состоялось после ее обсуждения на Совете при президенте по противодействию коррупции. Можно ли назвать эту программу антикоррупционной?
Марков: К основным задачам программы отнесены меры противодействия коррупции на государственной службе, при этом особое внимание уделено ее профилактике.
В соответствии с Национальным планом противодействия коррупции в программе предусмотрена разработка антикоррупционных стандартов для государственной и муниципальной службы в рамках единой системы запретов и ограничений.
Продолжится работа по методологическому обеспечению деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
Исходя из требований Федерального закона "О противодействии коррупции" в практику кадровой работы будет внедрено правило, согласно которому длительное, безупречное и эффективное исполнение служащим своих обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при поощрении, назначении на должность, присвоении ему звания или классного чина.
Одним из условий профилактики коррупции на государственной службе должно стать формирование объективной системы вознаграждения.
В рамках реализации программы будет оказана консультативная помощь государственным органам по вопросам применения общих принципов служебного поведения государственных служащих, установленных указом президента.
Предусматривается внедрение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы граждан.
Будет установлен новый порядок представления государственными служащими сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и аналогичных сведений о членах семьи.
Планируется определить критерии и классификацию должностей государственной службы по уровню их потенциальной коррупциогенности для проведения ротации кадров.
В целях профилактики коррупции предусмотрена организация системы электронного обмена информацией при предоставлении государственных услуг.
Обеспечение открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю позволит получить максимальный результат от внедрения антикоррупционных мер, предусмотренных законодательством.
РГ: Как будет осуществляться контроль за выполнением программы?
Марков: Контроль за реализацией программы и мониторинг ее эффективности будет осуществлять Комиссия по вопросам реформирования и развития государственной службы, образованная при президенте Российской Федерации. Государственными заказчиками мероприятий программы определены 6 министерств, координатором программы является администрация президента. Впервые будет осуществляться мониторинг общественного мнения об эффективности государственной службы.