13.03.2009 06:00
    Поделиться

    Проблема северных территорий мешает развитию отношений между Японией и Россией

    В "Российской газете" прошел "круглый стол", посвященный политическому наследию бывшего премьер-министра Японии Итиро Хатоямы, который сыграл выдающуюся роль не только в становлении политической системы Японии, но и в установлении отношений между Японией и Советским Союзом. В дискуссии приняли участие Борис Резник, заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, координатор депутатской группы по связям с парламентом Японии, Эльгена Молодякова, доктор исторических наук, руководитель центра японских исследований Института востоковедения РАН, Игорь Титов, генеральный директор "Российского Комитета ХХI века", советник мэра Москвы и Дмитрий Стрельцов - доктор исторических наук, председатель Ассоциации японоведов, заведующий кафедрой востоковедения МГИМО.

    Игорь Титов:

    - 7 марта исполнится 50 лет со дня смерти Итиро Хатоямы. Это был удивительный политик, может быть, единственный в мире, которому довелось возглавлять три партии и быть первым председателем либерально-демократической партии, которая является сейчас правящей в Японии. Он внес огромный вклад в восстановление отношений между нашими странами. Хатояма лично приехал в Москву в 1956 году для того, чтобы продолжить переговоры о подписании Декларации между СССР и Японией. И это был мужественный акт - ведь Хатояма был серьезно болен, частично парализован, врачи запрещали ему лететь в Москву. Полет занял пять суток - через Таиланд, Филиппины, Швейцарию. Но Хатояма поставил себе цель: восстановить отношения. Он считал, что для Японии восточное окно открыто - поскольку после подписания Сан-Францисского мирного договора были нормализованы отношения с Соединенными Штатами , а западное окно пока закрыто. И это означало, что Япония не могла гарантировать свою безопасность. Он поднимал в Москве вопросы вступления Японии в ООН, возвращения японских военнопленных, урегулирования рыболовства.

    Все эти вопросы удалось решить и подвинуть к решению территориальную проблему. Это свидетельствовало о дипломатических способностях Хатоямы и о том, что он искал подход, который отвечал интересам и Советского Союза, и Японии. Вариант, закрепленный в Совместной Декларации, был единственно возможным на тот момент. На основании этого документа мы живем, строим и развиваем свои политические и экономические отношения. Хатояма был одним из создателей и до конца своих дней председателем Общества СССР-Япония. Теперь это общество возглавляет его внук. То есть он и детям, и внукам и правнукам передал интерес к нашей стране и стремление укреплять наши отношения. В Японии существует практика, когда депутатами становятся потомки видных парламентариев. Когда-то 30 процентов, а сейчас уже 40 процентов парламентского корпуса составляют "наследные" депутаты. Так вот, даже правнуки Хатоямы заинтересованы в развитии отношений с Россией. Один из них приехал в Москву изучать русский язык и преподавать. Так что имя Хатоямы фактически стало символом развития отношений между нашими странами.


    Эльгена Молодякова:

    - Самое важное то, что тема нашего "круглого стола" самым непосредственным образом связана с событиями дня сегодняшнего в политической жизни Японии. Пожалуй, здесь впервые встал вопрос о демонтаже политической системы, у истоков создания которой стоял Хатояма. Дискуссии, которые все эти годы в стране, переходят практическую плоскость и, возможно, в грядущих событиях самое активное участие примут внуки Хатоямы. Один из них, Хатояма Кунио является одним из лидеров либерально-демократической партии, другой, Юкио Хатояма, возглавляет оппозиционную демократическую партию. Последние события говорят о том, что вполне возможны очень серьезные перемены на политической арене.

    Хатояма умел выделять и ставить важные политические цели, которые не всегда разделялись политической элитой, умел проводить эти решения в жизнь и брать ответственность за их проведение на себя. Он сыграл ключевую роль в формировании, как он выражался, консервативного альянса, объединении всех консервативных сил Японии в единую политическую партию. Именно он стоял у истоков создания в 1955 году своеобразной политической системы, которой нет ни в одной развитой демократической стране. Казалось, что после войны Япония может позаимствовать модель политического развития у западных стран, но она выбрала совершенно свой особый путь. В 1955 году была создана система, когда на одном полюсе были объединены все консервативные силы в лице либерально-демократической партии, а на другом - все социал-демократические силы в лице социалистической партии Японии. И вот эта политическая система просуществовала до начала 1990-х годов девяностых годов, то есть, вполне подходила стране на протяжении долгого исторического периода.

    Хатояма поставил и вторую грандиозную цель - восстановить дипломатические отношения между Японией и Советским Союзом. Его политические противники ориентировались на союз с Соединенными Штатами, рассчитывая на получение крупной помощи для развития экономики и главное, для проникновения на внешние, прежде всего соседние азиатские рынки. А Хатояма и его сторонники, понимая всю важность союза со США, настаивали на установлении экономических связей со всеми странами, в том числе и с Советским Союзом.
    Крупный бизнес твердо высказался за консолидацию консервативных сил. И в деле создания новой либерально-демократической партии огромную роль сыграла сама личность Хатоямы, его мудрость политика, готовность идти на компромиссы, вести диалог и договариваться. Хатояма уже в 1954 году впервые высказал идею о пересмотре японо-американского договора о безопасности в сторону установления равноправных партнерских отношений. Он добивался нормализации отношений с Советским Союзом и усиления экономической и политической независимости Японии.

    Я хочу подчеркнуть, что, восстановив отношения с СССР, он принял на себя личную ответственность за принятия этого судьбоносного для Японии шага. А нормализация была необходима, прежде всего, по экономическим соображениям. Еще одна выдающаяся заслуга Хатоямы - это вступление Японии в Организацию Объединенных Наций. Японии, которая уже готовилась к экономическому буму, необходимо было закрепить свое вхождение в мировое сообщество. И Хатояма это сделал. Мне кажется, очень важно, что продолжается династия Хатояма. Его сын был министром иностранных дел, его внуки стали крупными политическими деятелями. И еще неизвестно, как повернутся дела после очередных выборов. Может быть, мы увидим Юкио Хатояму на посту министра иностранных дел в новом правительстве.


    Дмитрий Стрельцов:

    - Талант Хатоямы как политического лидера проявился в середине 1950-х годов. Это был особый период в мировой истории. Период, когда полным ходом шла "холодная война", противостояние двух систем, когда все было подчинено целям конфронтации между Советским Союзом и США, между двумя блоками. И в этих условиях перед Японией действительно стоял выбор - либо быть просто сателлитом крупной страны, либо все-таки попытаться проявить себя, вернуться в систему международных отношений, возвратить те позиции, которые были утрачены в результате безрассудной политики 1930-40-х годов. И Хатояма сделал выбор в пользу восстановления национального суверенитета Японии, закрепления Японии как полноправного и ответственного члена международного сообщества.

    В наследии Хатоямы я бы выделил три крупных аспекта. Во-первых, он показал, что без нормальных отношений с Советским Союзом, с Россией ни одно государство не может себя позиционировать на мировой арене как крупный полноправный игрок, как автор, как субъект международных отношений. Если таких отношений не выстроено, страна многое теряет, и ее авторитет снижается. Восстановив двусторонние отношения с СССР, Хатояма во многом восстановил и международную дееспособность Японии, ее престиж.

    Во-вторых, надо отметить его мужество. Хатояма прекрасно знал, на что шел, когда восстанавливал отношения с Россией. Он шел на политическое самоубийство. Хатояма заранее заявил своим соратникам, что уйдет с политической арены, восстановив отношения с СССР. То есть он знал, что ему придется оставить пост премьер-министра. Такое мужество по-прежнему актуально и востребовано в современном политическом мире.

    В-третьих, это искусство политического компромисса. Он его продемонстрировал и при создании либерально-демократической партии, и при решении проблемы восстановления дипотношений с Советским Союзом. Дело в том, что в тот период он столкнулся с мощной, организованной оппозицией. Причем эта оппозиция была не только со стороны оппозиционных партий, но и внутри самой либерально-демократической партии. От него требовали отказа от любых компромиссов, настаивали на жестком решении проблемы территориального размежевания с Советским Союзом. Кроме того, шло огромное давление со стороны Соединенных Штатов. Не будем забывать, что в разгар этих переговоров США прибегли к тактике прямого шантажа, пригрозив Японии навсегда оставить за собой Окинаву. И несмотря на огромное давление и оголтелый шантаж Хатояма с его политическим мужеством, последовательностью и умением идти на компромисс все-таки довел дело до конца и восстановил отношения с СССР. Сейчас наши отношения с Японией развиваются позитивно и динамично, и возможности для этого были во многом заложены Хатоямой.


    Борис Резник:

    - Я являюсь координатором депутатской группы по взаимодействию с парламентом Японии. Об отношении к этой стране, об интересе к ней говорит такая деталь: наша группа самая многочисленная из всех парламентских групп Госдумы - в нее записались 87 депутатов. У нас три бывших вице-премьера, губернаторы, специалисты в разных областях. Хороший состав. Ну, а точкой отсчета межпарламентских отношений мы считаем 1956 год, когда Никита Сергеевич Хрущев и господин Хатояма подписали Совместную Декларацию. В разные годы межпарламентские отношения складывались по-разному, были периоды полного замораживания, а случалась и прямо-таки взрывная активность. Сегодня мы не испытываем большого удовлетворения от того, как развиваются межпарламентские связи. Да, у нас сегодня есть успехи на экономическом поприще. Но если проанализировать, то эти отношения выстраиваются, на наш взгляд, довольно однобоко. Огромную долю в наших экономических отношениях занимает сырьевая составляющая. "Тойота", "Ниссан" и другие крупные автомобильные компании заинтересованы в том, чтобы вести у нас сборку. А что касается высоких технологий, даже поставок, скажем, оборудования для глубокой комплексной переработки сырья, здесь большого прогресса мы не видим. Когда говоришь об этом с влиятельными японскими деятелями, они ссылаются на камень преткновения - нерешенность проблемы северных территорий.

    Сейчас вновь ведется очень интенсивный диалог на разных уровнях по этому вопросу. Мы пытаемся активизировать наши отношения. Недавно состоялась встреча с бывшим премьер-министром Коидзуми. Был подробный обмен мнениями, высказывались интересные предложения как с японской, так и с российской стороны. Мы очень заинтересованы в том, чтобы решать проблему северных территорий. Я как-то встречался с бывшим министром иностранных дел Японии Ватанабе. Он прилетал к нам на Дальний Восток, мы много где побывали, в том числе и на Курильских островах. Он тогда сказал: знаете, мы, наверное, неправильно себя ведем в территориальном вопросе: мы пытаемся изнасиловать девушку, а, может быть, за ней надо поухаживать, и тогда все получится по любви. Проблема, действительно, трудно разрешимая. Господин Хатояма 50 лет тому назад вместе с руководителями нашей страны заложили основу, она предоставляет возможность идти вперед и решать проблемы. Может быть, на это уйдет 50 лет, может быть, гораздо меньше. Я думаю, что мы должны быть благодарны господину Хатояме за ту добрую волю, которая была проявлена им полвека назад. Японии и России надо продолжать его дело.
     

    Поделиться