200-летие великого писателя Московский академический театр им. Вл. Маяковского отметит постановкой его злободневной "Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем". Спектакль поставил художественный руководитель театра, народный артист России, лауреат премии Союзного государства в области литературы и искусства Сергей Арцибашев. А превратил знаменитую историю в пьесу известный драматург Владимир Малягин, чья пьеса по "Мертвым душам" пятый год с аншлагами идет в Маяковке. Накануне юбилея корреспондент "СОЮЗа" побеседовала с драматургом о значении творчества Гоголя для развития просвещенного театра и просвещенного зрителя.
- Владимир Юрьевич, не боязно ли было к такому великому прорицателю обращаться? И к такой его пророческой поэме, как "Мертвые души"?
- Страха не было. Ведь до этого я уже "поговорил" с таким же бездонным гением, как Достоевский, поставив с Арцибашевым "Карамазовых". Чувствовал, что и к "Мертвым душам" нашел ключик. У кого-то из исследователей вычитал, что Гоголь замыслил свою поэму по образцу "Божественной комедии" Данте: ад, чистилище, рай. Поэтому великую очищающую идею возрождения человека и взял за основу. А если ты думаешь о том, что человеку в результате всех его грехопадений, страданий непременно дать надежду, это и в тебя вселяет светлое вдохновение.
- А в зрителе не сомневались? Пойдет ли он на бессмертные "Мертвые души"? Прозреет ли, как и Чичиков, уверившись в том, что лишь душа бессмертна? Проникнется ли пророческими словами из монолога князя: "Все будет безуспешно, покуда не почувствовал из нас всяк, что... должен восстать против неправды"?
- Риск был. И, как ни парадоксально, именно потому, что написанный в начале XIX века призыв обращен к сегодняшнему, а то и завтрашнему поколению. Слова о "спасении земли нашей" в зале звучат при гробовой тишине. А потом ее взрывает гром аплодисментов.
- Много ли у нас людей с живыми душами, которые готовы восстать против неправды?
- Их гораздо меньше, чем хотелось бы. Но гораздо больше, чем нам кажется. Приведу собственный пример. Я работаю главным редактором издательства Свято-Данилова монастыря. Не так давно у нас был создан попечительский совет издательских программ. Так вот самые разные люди, казалось бы, далекие от нашего дела - директора предприятий, руководители фирм, представители властей, - помогают нам выпускать книги.
- Какой бы прогноз развития сегодняшнего общества дал Николай Васильевич?
- По крайней мере в панику бы не впал. Он четко понимал, что в человеке существует бездна зла. Но при всей этой трагичности главное для человека то, что он имеет возможность возрождаться. Возьмем пример русской литературы. Что такое она в начале XIX века? Пушкин? Лермонтов? Гоголь? Да совсем не они! А десятки второстепенных, третьестепенных, четверостепенных писак. И над всей этой мутной рекой великие стоят, как мощные скалы. И в конце концов и входят в историю человечества. Гоголь был убежден, что путь к возрождению человека лежит только через его собственный нравственный подвиг. Это очень сложно, но наиболее действенно.
- Чем так актуальна нынешняя премьера "Маяковки" о двух приятелях, вдруг превратившихся в заклятых врагов? И вообще как можно воплотить на сцене, казалось бы, такой вовсе не театральный жанр, как милая повесть?
- В этом и заключен секрет Гоголя. Вот ты читаешь про Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича первый раз. Действительно, думаешь, какая милая, светлая повесть. Но откладывается какой-то непонятный тебе тревожный осадок. Перечитываешь книгу - и обнаруживаешь то, что не увидел в первый раз. Ничего себе милая?! Горькое, трагичное, мрачное произведение. Ведь хотя Гоголь и верил в возрождение человека, но и не исключал, что этого может и не случиться. Повесть Николая Васильевича - это не только про Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича. Это и про каждого из нас. Да и само название города, где живут гоголевские герои, - Миргород - ой как символично! Это и вся наша некогда большая страна, да и весь мир тоже. Гоголевские герои - вовсе не дураки. Они образцы для Миргорода, примеры добрых отношений между людьми. А в итоге превращаются в символы вражды и ненависти. Виной тому - глубинные разрушительные амбиции, в которых даже сам человек себе, быть может, не признается. Гоголевская повесть - самая настоящая анатомия враждебности между людьми и народами. А сегодня это не просто современно. Злободневно. Не случайно, когда в одной из балтийских республик прослышали про наши репетиции, тут же попросили, чтобы мы к ним приехали. Так что в театре надеются, что наш спектакль поездит по городам и весям. И, конечно, побывает в Беларуси, с которой нас связывают давние добрые отношения.
- В репертуаре театра такой солидный багаж произведений Гоголя, что ему впору менять имя Владимира Владимировича на Николая Васильевича. Откуда у "Маяка" такая любовь к нынешнему юбиляру?
- Гоголь прекрасно совпадает с весьма удачным для современного театра направлением, которое в свое время точно определил Станиславский: "Развлекая, поучай". Конечно, театр - все-таки игра, и театральное хулиганство необходимо. Но должна присутствовать мера, должно читаться, что это хулиганство режиссеру недорого. В этом смысле Гоголь - очень ценный сплав, писатель, который в легкой и жизнерадостной форме говорит о самых глубинных вещах.
- Живи Николай Васильевич сегодня, о ком бы написал?
- Да о новом племени своих старых героев.
- Так, значит, прав он был, когда "горьким смехом своим посмеялся" над двумя Иванами в конце милой и одновременно трагичной повести: "Скучно на этом свете, господа!"