26.03.2009 04:33
    Поделиться

    Омские прилавки наполовину заполнены контрафактной одеждой и обувью

    Объем ширпотреба, незаконно переправляемого в Омскую область из-за границы, за год вырос на 23 процента. По оценке специалистов, этот вид контрабанды по прибыльности уступает лишь нелегальному ввозу водки. 

    В регион поступают крупные партии контрафактного товара - одежды и обуви - на сотни тысяч рублей. В 2008 году по факту незаконной переправки грузов через границу возбуждено 37 уголовных дел. Годом ранее их было 30.

    К лету активность нелегальных челноков многократно возрастет. Дешевую одежду и обувь, поставленную из Юго-Восточной Азии, поставщики тоннами повезут в товарных вагонах, рейсовых автобусах, честном транспорте, электричках и гужевых повозках. Опасная игра стоит свеч: перепродажа товара приносит перекупщикам двойной, а то и тройной доход. При этом одежда и обувь по цене остаются доступным для массового покупателя. Можно предположить, что кризис еще больше увеличит армию потребителей. Ведь спрос, как известно, рождает предложение.

    Впрочем, привлекательными китайские товары делает не только низкая цена. Нередко на сомнительного качества джинсах, спортивной одежде и кроссовках красуются узнаваемые фирменные знаки. Чтобы свести к минимуму издержки закона о нарушении авторских прав, производители товара нередко прибегают к различным уловкам. Например, не меняя привычного дизайна известного лейбла, могут убрать или поменять букву в названии фирмы, рассчитывая, что невнимательный покупатель не заметит эту "мелочь". Частенько так и происходит.

    Между тем натолкнуться на подделку можно не только на оптовом рынке, но и в приличном магазине. Высокая цена на товар отнюдь не гарантирует его высокого качества. Эту информацию подтверждают специалисты Роспотребнадзора.

    - В прошлом году мы проинспектировали шестьдесят предприятий торговли, - сообщила "РГ" главный эксперт управления Роспотребнадзора по Омской области Светлана Янкина. - В подавляющем большинстве поводом для проверки стали обращения омичей. Экспертиза показала - все они были обоснованными. Одежда, трикотаж и обувь, проданные горожанам, имели очевидные признаки фальсификации.

     - Весна только началась, а к нам уже обратилось несколько горожан с претензиями к качеству приобретенной в специализированных магазинах обуви, - добавляет эксперт союза защиты прав потребителей "Щит" Лидия Старосек. - Сапоги и ботинки начали разваливаться сразу после покупки. Выяснилось, что этот товар - неизвестного происхождения. Стандартная маркировка на него отсутствовала в принципе. Неудивительно, что после наших претензий продавцы поспешили загладить конфликт и выплатить потребителям компенсацию.

    По словам экспертов, оригинальный товар нетрудно отличить от фальшивки.

     -  Фирменная продукция, согласно ГОСТам, независимо от страны-производителя должна быть снабжена ярлыками с информацией на русском языке об изготовителе товара и его юридическом адресе, дате выпуска продукции и качестве материала, - поясняет Светлана Янкина. - Плюс гарантийные обязательства. Только при наличии всех этих данных покупатель может быть уверен, что приобретает действительно фирменную вещь.

    Увы, такое происходит нечасто. По данным экспертов Роспотребнадзора, омские прилавки на восемьдесят процентов забиты товарами с признаками фальсификата. Специалисты не скрывают, что в регионе почти не продают одежду от кутюр. Нередко под престижной наклейкой скрывается копия относительно хорошего качества.

    - Только в минувшем году за незаконное использование товарного знака возбуждено 164 дела, - сообщила "РГ" главный госинспектор отдела товарной номенклатуры и торговых ограничений Омской таможни Олеся Соцкая.

    Логично потеснить сомнительную продукцию качественной одеждой и обувью местного производства. Однако многие омские предприятия легпрома не выдержали испытание рынком. Причин упадка немало: проблемы с сырьем, недостаток оборотных средств, высокая степень износа оборудования, низкая конкурентоспособность продукции.

    Удалось "сохранить лицо" лишь производителям валенок да кожгалантерее. Сейчас в регионе возрождается льнопроизводство, на которое очень рассчитывают местные власти. Еще одна проблема отрасли - кадровая. Каждый год техникум легкой промышленности выпускает специалистов, но на предприятия они не идут - уж очень низкая там зарплата. Те же продавцы получают куда больше. Неудивительно, что работа швеи или обувщика не считается престижной.

    По данным регионального минпрома, доля легкой промышленности в областном производственном "пироге" составляет чуть более двух процентов. Можно ли изменить ситуацию? В какой-то мере ответ на этот вопрос призван дать указ губернатора "О концепции развития производства легкой промышленности в Омской области". Программа предполагает создание условий для развития отрасли и сбыта продукции, формирование законодательной базы, дающей приоритет развитию предпринимательской деятельности.

    Один из способов продвижения товаров легкой продукции - омский фестиваль моды, сопровождаемый промышленными показами товаров. Плюс содействие предпринимателям в подготовке кадров, проведении выставок, мастер-классов, круглых столов, форумов. Власти рассчитывают, что в комплексе эти меры дадут возможность встать местному легпрому на ноги. Однако произойдет это не завтра.

    Поделиться