На московские экраны выходит кинодрама Даррена Аронофски "Рестлер", в 2008 году получившая "Золотого льва" Венеции. Она примечательна не только тем, что обратилась к почти не известной нам области шоу-бизнеса - рестлингу, который Аронофски сравнивает с кровавыми боями гладиаторов. В этой картине состоялось триумфальное возвращение на экраны Микки Рурка - после жесточайшего пятнадцатилетнего кризиса, творческого и личностного.
Микки Рурк уже приезжал в Москву, чтобы принять участие в предпремьерной раскрутке важного для себя фильма. Теперь приехал режиссер Даррен Аронофски, известный киноманам автор очень разных по тематике и стилистике фильмов "Пи", "Реквием для мечты" и "Фонтан". Эти картины для него складываются в некую трилогию об интеллекте ("Пи"), теле ("Реквием...") и душе ("Фонтан"). Теперь нечто совсем другое - жесткий фильм о рестлинге. В эксклюзивном интервью для "РГ" режиссер признался, что чрезвычайно любит пробовать себя в новом деле и всегда вдохновлялся идеей делать совсем непохожее на то, что было прежде. "Мне интересно учинять себе испытание и смотреть, что из этого получится", - сказал Аронофски.
Режиссер рассказал, что корни его уходят в русскую почву: его бабушка - из Киева, его дед - из Одессы. Сам же он родился в Нью-Йорке и уже не знает по-русски ни слова. Зато интересуется русской культурой и хорошо знаком с классическим русским кино.
Интересным был его рассказ о том, с каким трудом удавалось запустить картину с Микки Рурком: "Мы около двух лет пытались обеспечить финансирование нашего фильма. Ни один из инвесторов не хотел вкладывать в него деньги, - сетовал Аронофски. - Все понимали, что рыночная цена Микки как актера за эти годы существенно упала. Но я был упорным и хотел снимать именно его. Понимал, что это серьезный риск, и актер действительно предъявлял нам множество проблем буквально каждый день. Но он бесконечно талантлив, и я использовал его творческие ресурсы, наверное, едва на треть". На вопрос, можно ли надеяться, что вернувшийся к активной жизни Рурк продолжит сниматься в кино, Даррен Аронофски ответил, что он тоже на это надеется, но заранее сочувствует тому режиссеру, который рискнет снова поработать с этим актером.
Фильм "Рестлер" рассказывает историю о профессиональном борце, который во время одного из боев получил инфаркт и вынужден оставить ринг. В течение полутора часов мы наблюдаем его попытки вернуться к нормальной жизни, и трагический финал картины можно считать безумным порывом героя сохранить свое человеческое достоинство. Получился образ, мягко говоря, неоднозначный - как и характер самого исполнителя этой роли. "Мы в кино привыкли делить людей на плохих парней и хороших парней, а в жизни в каждом человеке очень много всего намешано!", - говорит по этому поводу Аронофски.
На пресс-конференции быстро стало ясно, что слово "рестлинг" у нас многие понимают неверно. Это не тот профессиональный спорт, который входит в олимпийскую обойму. Это популярный в США род развлечения для самых нетребовательных любителей кровавых зрелищ - полуподпольный бой без правил, законов и моральных ограничителей. Его результат заранее оплачен и предопределен. Такой рестлинг особенно любим подростками до 15 лет.
"Это невероятно популярное зрелище в Америке. Настоящий национальный феномен. И никто еще не пытался о нем рассказать в кино. Задокументировать как-то. Наверное, потому, что все привыкли считать рестлинг фальшивкой - это не настоящий спорт, имитация борьбы. А я не знаю, где там граница между реальностью и фальшью, знаю только, что и сломанные ребра, и сломанные судьбы там настоящие. Это все очень драматично. У этих людей нет никакой социальной защиты, нет пенсионного обеспечения, нет профсоюзов. А они работают все дни в году и каждый день рискуют здоровьем, даже жизнью".
Стилистика фильма Даррена Аронофски на этот раз имитирует кинодокумент: камера постоянно следует за героем по пятам, снимая его со спины и очень долго не открывая его лицо. Возможно, здесь есть сознательный расчет режиссера - его стремление заинтриговать заждавшуюся публику. "Вокруг предстоящих съемок нашей картины и участия в ней Микки Рурка в голливудской прессе возникло множество слухов и домыслов. Всех интересовало, в какой форме теперь актер, как он выглядит. Этот интерес нельзя было не использовать. Тем более что, имея дело с Микки, никогда не знаешь, чего от него ждать", - признается Даррен Аронофски. А по поводу выбранного им стиля сказал так: "Для меня в этом есть элемент свежести - я никогда прежде такого не делал. Это очень волнующий процесс. К тому же Микки - актер редкостно естественный, за ним интересно наблюдать. Он абсолютно свободен перед камерой, и надо позволить ему делать то, что он хочет".
Поговорили немного о творческом кризисе в мировом кино. "Нет больше великого итальянского кино, - напомнил я. - И французского тоже нет. И английского. Что, художественные идеи иссякли окончательно?". - "Зато интереснейшие фильмы приходят теперь из Латинской Америки, - возразил Даррен Аронофски. - Посмотрите, какое яркое кино образовалось в Мексике! Кто еще несколько лет назад слышал о кино Румынии? А последние годы за румынские фильмы сражаются крупнейшие фестивали. Очень интересные независимые американские режиссеры группируются вокруг фестиваля в Санденсе! Жаль, правда, что я почти ничего не знаю о молодом кино России: оно не попадает в американский прокат".
На вопрос о своих новых творческих проектах на пресс-конференции режиссер туманно сказал, что есть несколько планов, которые кажутся интересными, но в связи с кризисом сейчас вообще ничего нельзя планировать наверняка. "Ситуация очень жесткая. Еще до наступления этого кризиса я много раз слышал о смерти американского постановочного развлекательного кино. Студии возлагают свои главные надежды на традиционные "голливудские сказки", на драму, на комедию, на "фильм действия". В эксклюзивном же интервью для "РГ" я все-таки спросил его о фильме "Робокоп-4" - очередной инсталляции известного триллера "Робот-полицейский", которую, по некоторым сведениям, собирается снять Аронофски. Он не стал этого отрицать. Но повторил, что "говорить об этом рано, потому что еще идет работа над сценарием". - "Но это какой-то совсем новый разворот в вашей судьбе! - возразил я. - У вас репутация артхаусного режиссера - не хотите же вы адресовать вашего "Робокопа" артхаусной аудитории!". - "А почему бы и нет? - удивился Аронофски. - Впрочем, и об этом тоже говорить пока очень рано".