Двухактный современный балет создан по мотивам живописных полотен гениального испанца.
Балет "Пабло" не пересказывает обстоятельства жизни Пабло Пикассо или сюжеты его картин. Спектакль, поставленный Сергеем Райником, построен по законам, которым следовал Пикассо: ассоциации, символы, образность неуловимого впечатления. По словам Райника, этот балет - "хореографические прикосновения". Вероятно, поэтому в названии спектакля после каждой буквы в имени художника стоит точка: "P. A. B. L. O." - хореограф расставляет акценты в своих собственных впечатлениях от запутанного творческого мира художника.
В самом театре про "P. A. B. L. O." говорят высоким штилем: "Придумать балет о великом Пабло - значит рискнуть войти в плоть его творчества, увязнуть в его неистовой личности, в противоборствующих силовых потоках его жизни". К чести постановщиков стоит сказать, что спектакль отнюдь не "увязает" и не "тонет в потоках". Несмотря на сложность задачи - языком танца, света и звука отразить ассоциативную кубическую и сюрреалистическую живопись, - панфиловцы представляют очень логичного, но вполне настоящего Пикассо.
Ощутимый ритм в четких жестах танцовщиков и выверенных диагоналях, в которые они выстраиваются - это прямые пересекающиеся плоскости на кубическом полотне. Музыка, цвет и даже костюмы (танцовщики одеты в белые майки с графическими оттисками рисунков Пикассо) обеспечивают легкость тональных переходов. Изогнутые зеркала в глубине сцены вытягивают фигуры танцовщиков, превращая действо на сцене в картину Эль Греко, мотивы которого можно действительно проследить у раннего Пикассо.
Сочное фламенко в конце первого акта сменяется нервным сюрреализмом. Мрачный, агрессивный стиль танца, поддержанный панковой музыкой, - это тоже про Пабло. Пабло, пережившего ужас Герники и достигшего вершин творчества. Очень изящно в спектакле цитируются картины художника, к примеру, его "Девушка перед зеркалом", три Грации в спектакле в явном родстве с Авиньонскими девицами…
Неожиданно, за несколько минут до окончания спектакля, упал занавес. Пабло, которого постановщики деликатно превратили в Творца-демиурга, оказался на авансцене, один на один со зрителем. Кстати, занавес, лишивший сцену перспективы, - еще один сценический "привет" кубизму. После этого Творцу остается только удалиться, на сцене же некоторое время еще будут жить его творения.