Президент США посетит Россию с визитом 6-8 июля. Руководство обеих стран старается сделать все возможное для улучшения двусторонних отношений. Причем, видно, что они пытаются обозначить хотя бы некоторый прогресс в кратчайшие сроки. По-моему, с обеих сторон все согласны с двумя позициями. Первая заключается в том, что главной проблемой на пути улучшения американо-российских отношений является колосальный уровень политического недоверия, который носит широкий и взаимный характер, и преодолеть который будет крайне трудно. Более того, если это недоверие и удастся когда-нибудь преодолеть, то можно смело предположить, что это не случится быстро. А если недоверие между двумя странами и элитами будет сохраняться, то как в такой ситуации можно рассчитывать на реальное улучшение взаимных отношений?
Вторая позиция, с которой согласны все в Москве и Вашингтоне, заключается в том, что начинать восстановление доверия между странами надо с работы над новым договором о сокращении стратегических наступательных вооружений, ибо срок действующего договора истекает 5 декабря этого года. Россия и США не могут не подготовить новый договор, ибо это является совершенно неприемлемым вариантом для обеих стран. Россия не согласна на продление действующего договора, который предусматривает такую возможность. Это означает, что перед двумя государствами стоит трудная задача: в короткий - менее полугода - срок не только подготовить и согласовать новый договор, но и успеть провести его через ратификацию в Думе и конгрессе. Если с ратификацией в Думе больших проблем не предвидится, то конгресс США отнесется к этому процессу совсем не формально, будет подвергать в нем каждую цифру и каждую деталь скурпулезному и критическому анализу.
Конечно, в ходе согласования нового договора не могут не возникнуть проблемы, которые придется решать или переговорщикам, или политическим лидерам двух главных ядерных сверхдержав. Так, Россия связывает сегодня саму возможность заключения договора с планами США развернуть к 2013 году новый район своей противоракетной обороны в Восточной Европе. Московская логика заключается в том, что любое сокращение стратегических наступательных вооружений должно учитывать возможности противоракетной обороны. Одно время активно шли разговоры о том, что вопрос о противоракетной обороне в Восточной Европе будет тесно связан с Ираном и возможностями Москвы повлиять на Тегеран с тем, чтобы тот остановил развитие своей ядерной программы. Теперь понятно, что никаких разменов, если они и предлагались со стороны Вашингтона, не будет. Другой проблемой является возможность оснащения стратегических носителей высокоточным неядерным оружием. У Москвы есть вполне разумный аргумент, что любое сокращение ее ядерного потенциала только подчеркнет дисбаланс в обычных вооружениях. Чем меньше ядерного оружия, тем важнее соотношение обычных вооружений.
Есть еще проблемы со взаимным контролем и системой предупреждения, с мерами по доверию, с существованием "крылатых" ракет большой и средней дальности, которые могут использоваться для уничтожения стратегических наступательных вооружений. США сегодня ближе к России в вопросе о том, что при любых сокращениях необходимо принимать в расчет не только сами боезаряды, но и носители, то есть средства их доставки. Большие проблемы могут возникнуть с нежеланием американской стороны внести в новый договор правила регулирования числа боеголовок, снятых с боевого дежурства, но не уничтоженных, а также с требованием России принципиально договориться о неразмещении оружия в космосе, и т.д. Однако Москве надо учитывать, что договор, который подпишет Обама, не может быть им не согласован с американской политической элитой и ею не одобрен. Уже сейчас можно сказать, что, например, нынешнее значительное российское преимущество в тактических ядерных зарядах, которые не попадают под новый договор, может стать политической проблемой его ратификации в Вашингтоне.
Администрация Обамы ведет сегодня разговор о сокращении ядерного оружия, имея в виду реальную перспективу полной его ликвидации в течение ближайших десятилетий. Вероятность ядерного терроризма в США считается сегодня угрозой номер один, и самым радикальным решением этой проблемы, естественно, является полная ликвидация ядерного оружия во всем мире. Примерно так, как это было сделано в отношении химического и биологического оружия. Дмитрий Медведев на встрече с Бараком Обамой в Лондоне подписал совместную декларацию, в которой заявлено, что две страны будут стремиться к миру без ядерного оружия. Причем не как к чему-то далекому и малореальному, а как к весьма конкретной политической цели, которую они сегодня перед собой ставят. Движение за полную ликвидацию ядерного оружия набирает силу в США, превращаясь в одно из мэйнстримовских движений в области контроля над вооружением. Тут есть политическая воля, чтобы попытаться этого добиться, хотя все отлично понимают, что сделать это будет чрезвычайно нелегко, принимая в расчет как политические амбиции России, мнения остальных ядерных стран, так и явное отсутствие глобального паритета в обычных вооружениях. Хотя сегодня ни Москва, ни Вашингтон не готовы идти на радикальные сокращения своих стратегических ядерных вооружений, Вашингтон всерьез рассматривает возможность так называемого глобального нуля. Россия, как известно, относится к этому гораздо более скептически, ибо исходит из того, что ее ядерный потенциал не только обеспечивает сегодня ее безопасность, но политически возводит в статус сверхдержавы, с которой США вынуждены говорить на равных.
В российских источниках фигурируют различные данные. Часто они расходятся, противоречат друг другу. Авторитетная независимая организация - Федерация американских ученых только что опубликовала данные, характеризующие сегодняшние (апрель 2009 года) американские и российские ядерные арсеналы. Они свидетельствуют о том, что две страны располагают 22 400 боеголовками. При этом США обладают 5200 боеголовками, включая 2500, которые находятся в резерве. Россия обладает 8330 боеголовками, включая 3500 штук в резерве. В рабочем положении в США находятся 2700 боеголовок, в том числе 2200 стратегических и 500 тактических. Россия обладает 4830 боеголовками в рабочем режиме, включая 2780 стратегических и 2050 тактических. Сегодня в США 4200 боеголовок ожидают уничтожения, в России их 4670 штук. Другими словами, если подводить полный бананс, то у США сегодня есть 9400 боеголовок, в то время как у России ровно 13 тысяч. Как отмечают критики Обамы в Вашингтоне, в реальности в России в рабочем состоянии есть приблизительно 1500 стратегических ядерных ракет, что гораздо меньше, чем таковых в Америке. Как полагают тут, поэтому Москва легко пойдет на сокращение до 1500, ибо это будет означать односторонее сокращение с американской стороны.
Две страны сегодня оказались в ситуации, когда заключить новый договор крайне трудно, учитывая объем работы, трудность стоящих перед переговорщиками проблем и небольшое время, которое у них есть. Но они не могут позволить себе не заключать этот договор, ибо это будет не только крахом попытки перезагрузить двусторонние отношения, но и нанесет непоправимый удар по безопасности всего мира, отвественность за который неизбежно ляжет на оба государства.
По крайней мере, так это видится мне из Вашингтона.
От соавтора бестселлера "Противостояние. Россия - США". Читайте новую книгу Николая Злобина: "Второй новый миропорядок". Геополитические головоломки нового века.