По данным регионального управления Роспотребнадзора, в Свердловской области 588 производственных объектов находятся в непосредственной близости от жилых массивов и оказывают негативное влияние на здоровье населения. При этом лишь малая часть промышленных предприятий имеет официально зарегистрированные санитарно-защитные зоны.
Огороды - на выселки
Создавать такие зоны обязывают сразу несколько нормативных актов - от решения Совмина бывшего Союза до федерального российского закона и постановления № 74 главного санитарного врача РФ от 28 сентября 2007 года. В последнем документе подобная территория пафосно названа барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Содержится в постановлении и методика создания санзоны. На первом этапе граница является расчетной, затем "устанавливается окончательно на основании натурных наблюдений и измерений". В документе указано, что упомянутым барьером предприятия должны быть отделены от территорий жилой застройки, мест массового отдыха, дачных и садово-огородных участков, детских учреждений. Соответственно, подобные объекты не могут возводиться в санитарно-защитной зоне.
Для собственников заводов и фабрик все эти требования - палка о двух концах. С одной стороны, без утвержденного по всей форме санитарного кордона вокруг предприятия нечего и думать о развитии производства. Это непременное условие при согласовании в контрольных органах проектов реконструкции, освоения выпуска новых образцов продукции и даже просто масштабного ремонта. Нарушителей ждут предусмотренные законодательством санкции: череда штрафов и даже судебное решение об остановке производства.
С другой стороны, многие предприятия за годы существования обросли целыми городками. Тут и жилые дома, и детсады, и садово-огородные кооперативы, зачастую расположенные непосредственно за заводским забором. Официальное утверждение санзоны означает необходимость вынести все эти объекты за ее пределы, что довольно сложно и затратно.
Штраф обходится дешевле
- Поэтому мы рассматриваем и такой вариант: зону не создавать и платить штрафы за ее отсутствие, - откровенно признается Валерий Семенов, начальник отдела промышленной безопасности и охраны труда одного из предприятий Екатеринбурга. - Учитывая, что разовый штраф всего лишь 20 тысяч рублей, наши затраты за пару десятилетий вряд ли превысят расходы на подготовку проекта санзоны. Да и нервные клетки сохраним.
Для сарказма у специалиста есть основания. По его словам, решение оформить санитарно-защитную зону созрело еще десять лет назад. Однако это не сделано и по сей день. Причин тому несколько.
- За расчетную часть проекта мы заплатили разработчикам 300 тысяч рублей. Такие деньги нам еще по карману, - рассказывает Валерий Семенов. - Теперь нужно подтверждать расчеты лабораторными исследованиями. А это уже долговременные поэтажные замеры посредством создания стационарных постов. Затраты миллионные.
Дороговизна процедуры отпугивает многих, особенно средний и малый бизнес. Усугубляет ситуацию отсутствие конкуренции: структур, проводящих мониторинг окружающей среды и выполняющих природоохранные заказы, крайне мало, и они фактически монопольно диктуют цены. По словам хозяйственников, единого центра, проводящего комплексные исследования для создания санзон предприятий, нет даже в Екатеринбурге, не говоря уже о других городах региона. Конечно, имеет такую лабораторию Роспотребнадзор, но используется она исключительно в целях контроля.
Однако, пожалуй, главным препятствием для оформления санзоны является плотность городской застройки: в промышленных районах областного центра совсем рядом извергают свои дымы разные хозяйствующие субъекты. Например, предприятию, на котором работает наш собеседник, санитарными правилами и нормами (санпинами) установлена защитная зона в 50 - 100 метров, а расположенному неподалеку пищевому гиганту, выбрасывающему аммиак, - до километра. Естественно, возникла необходимость разделить ответственность, а это всегда непросто. Тем более что делить ее нужно не с одним соседом, а со многими.
Зона вне закона
В решении этого вопроса помогло бы кураторство местных властей. Но в городской администрации промышленников встретили холодно: мол, законодательством это в обязанности муниципалитету не вменено, а потому разбирайтесь между собой сами.
По мнению ученых Уральского отделения РАН, активизировать работу по созданию санзон мог бы областной закон. Как вспоминают в институте промышленной экологии, лет семь назад региональные законодатели совсем было озаботились принятием соответствующей правовой нормы, но дальше разговоров дело не пошло.
- Жизненно необходим законодательный акт, который регламентировал бы природоохранные расчеты для отдельной промзоны, - считает заведующий лабораторией атмосферы Юрий Маркелов. - Ведь для конкретного предприятия выполнить нормы чаще всего нереально.
Правда, в 2004 году областные власти приняли концепцию экологической безопасности, а годом позже утвердили программу реабилитации населения, подвергающегося вредному воздействию выбросов промпредприятий, сроком до 2015 года. По официальным данным, в рамках программы к концу прошлого года было выселено за пределы санзон более 10 тысяч человек. Им предоставлено жилье, построенное на долевых началах регионом, муниципалитетами и собственниками предприятий.
Но эта цифра меркнет на фоне другой: за советский период в области переселили подальше от заводов и фабрик 300 тысяч человек. В целом же неблагополучие ситуации характеризуют опубликованные на днях облминприроды данные первого квартала о состоянии атмосферы в регионе. Самый грязный воздух в Первоуральске, Нижнем Тагиле, Верхней Пышме и Асбесте. Ненамного чище он в Екатеринбурге, Каменске-Уральском, Красноуральске и Ревде. Населенные пункты с относительно благополучной воздушной средой - скорее исключение, чем правило. Практически повсеместно отмечается превышение предельно допустимых выбросов диоксида азота и серы, оксида углерода, бензапирена, бензола и этилбензола, формальдегида, сероводорода, аммиака, фенола, фтористых соединений, свинца и различных взвешенных веществ.
- Конечно, загрязнение воздуха наших городов объясняется множеством факторов, - комментирует ситуацию ученый секретарь Института промышленной экологии УрО РАН Александр Медведев. - Например, массовой автомобилизацией населения. Но вносят свой вклад и заводы, которые нещадно дымят рядом с жилыми кварталами.
Удивительно, но, как признались в пресс-службе облминприроды, куда обратился с вопросами корреспондент "РГ", в отчетах министерства информации о санитарно-защитных зонах предприятий нет.
Между тем, как отмечают в Роспотребнадзоре, практически половина территории уральских городов находится в расчетных пределах таких зон. По словам чиновников, требовать незамедлительного выноса оттуда жилья и социальных объектов нереально, однако это не отменяет необходимости делать это в плановом порядке.
Пока же экологически неблагополучные территории в должном порядке не оформлены и сама процедура не урегулирована, страдает население, ради которого, собственно, и принимались законы и правила. При этом у контролирующих органов всегда будут поводы для внеочередных проверок и штрафов, а у коррумпированных чиновников - большое искушение заработать на этой неопределенности.