Многие думают, что реализм - это когда "с натуры" и "похоже". А на самом деле реализм - это разговор о реальности. О том, что есть (явно или неявно). Или, как признался один из восхищенных поклонников Михаила Голубева, "смотришь на картины, а оказывается, наконец-то смотришь вокруг".
Двадцатисемилетний сибиряк предъявляет нам полновесный и полноценный художественный результат. За семь лет - девять персональных выставок, эта - десятая! Кто из "молодых, начинающих" может похвастать подобной активностью и успешностью?
Но дело, конечно, не в цифрах. И ведь это только начало...
"Пища для размышления" - работа заглавная: так же названа вся выставка. В розово-голубом пространстве бесконечный ряд пляжных столиков, и на каждом - поминальный стакан, покрытый ломтиком хлеба. В отдалении ангел крылатый тихо вносит очередной похожий стакан, а стойки и тени столов образуют подобие нот. Картина звучит! И секрет, наверное, в том, что звучит она только для тех, кто не поленился надолго остановиться здесь, чтобы не просто посмотреть, но всмотреться и вслушаться в то, о чем говорит автор. Примерно так же задолго до Михаила Голубева работал Микалоюс Чюрленис - неподражаемый, но, как видим, влиятельный предтеча. Дело художника - создать, предложить. А понять и принять - наша, зрительская работа, если мы к ней готовы. Если не готовы - художник не виноват. Чюрлениса тоже спрашивали: "Почему здесь у вас нарисован ангел?" Он отвечал: "Потому что мне так хотелось".
Влияния предтеч - не грех и не слабость собственного таланта, особенно юного и растущего. Впитать и переварить в себе великолепные накопления отечественной и мировой живописи, а главное - уметь пользоваться этим приобретением уверенно и самовольно, то есть уже не оглядываясь ни на кого, - этому не учат в студиях и на худграфах. Великие русские пейзажисты в теплых, увиденных сердцем улочках родного Ставрополя, любимого Омска, в знойных крымских ландшафтах, Пикассо в "Незваном госте", Сезанн в "Натюрморте с рыбой", Гойя в "Трагедии" - все это само по себе работает как ценное накопление для новых шагов по неизвестной даже для самого автора, никем еще не натоптанной тропе.
От влияний - к самодостаточности, от натуры - к ее постижению, от факта - к метафоре. Таким видится путь, по которому движется Михаил Голубев. В любом виде и жанре искусства метафора - инструмент наиболее эффективный, но и самый требовательный к тому, кто осмеливается им овладеть. У многих, даже опытных в своем ремесле, этот инструмент либо молчит, либо фальшивит. И достойно приятного удивления то, как совсем еще молодой человек достигает серьезных высот и глубин, когда за видимым горизонтом смысла виден еще и еще горизонт, под видимым дном смысла - второе и третье дно...
Чтобы вполне увидеть и услышать Михаила Голубева, одной этой выставки мало. Обязательно надо зайти к нему на сайт, чтобы не спеша, обстоятельно освоиться в этом ярком и по-хорошему странном мире, где, несмотря на любые влияния, всё свое собственное - и форма, и содержание, и затейливая, ироничная философия. Основные вопросы этой философии - Зачем? Почему? Как? - оказываются насущными и ненужными одновременно.