В Москву в очередной раз приехал на гастроли Горан Брегович и его "Свадебно-похоронный оркестр".
Но на этот раз он выступил не в привычной аудитории своих динамичных поклонников, а представил свою новую программу "Сливовица и шампанское"в Барвихе, в центральном Рублевском зале. Одним из самых интересных занятий на концерте было наблюдать за противостоянием музыкантов и рублевской публики.
Билеты на концерт стоили от 2 до 30 тысяч рублей. Столь высокая верхняя планка была обусловлена еще и тем, что зал выглядел весьма необычно - вместо привычных рядов кресел стояли большие круглые столы, накрытые белыми скатертями. Штук сорок. А на них стояли... нет, не сливовица и шампанское, хотя могли бы, а по три бутылки минеральной воды на каждом.
Поставить в зале столы для прослушивания музыки Бреговича - идея хорошая. Ритмы и песни "Свадебно-похоронного оркестра" и должны звучать где-нибудь рядом с накрытыми столами в яблоневом саду, где фрукты падают прямо в руки, где сидит компания хороших друзей или близких родственников и, отмечая какое-либо событие, пляшет до упаду. Или плачет на разрыв души. Но нужно учесть менталитет рублевской публики. Вначале зрителей долго рассаживали. Наконец с опозданием почти на час концерт начался.
...Музыканты появились между столиками вместе с официантами. И лишь потом поднялись на сцену. Сам маэстро вышел лишь на второй песне в компании двух певиц в национальных сербских костюмах и сразу же заиграл со своим оркестром ритмичное попурри, где несколько раз звучал мотив "Калинки-малинки". Зал вежливо похлопал. Дальше Брегович, который предпочел говорить с залом на английском, объяснив, что так ему уже привычнее, а то многие русские слова он растерял, сообщил, что будет петь и новые песни, и хорошо известные старые из кинофильмов разных лет. И запел всем известное танго "Аусенция". Зал поаплодировал чуть сильнее. К пятой песне оркестр Бреговича уже начал зажигать, как умеет - спел "Gas, Gas". А зал сидел чинно и изо всех сил сдерживался, чтобы не начать танцевать. Хотя небольшой танцпол перед сценой предусмотрен был. Первыми не выдержали зрители балкона. Они повскакивали со своих мест и начали танцевать прямо в ложах. Партер стойко держался. Брегович пел в общей сложности более двух часов. И в течение первого часа лишь некоторые позволяли себе пританцовывать за столиками. Или отбивали такт рукой или ногой, как Михаил Жванецкий, который с супругой сидел за столиком в центре в первом ряду.
Вот где надо было снимать кино. Жаль, что Эмир Кустурица - режиссер, к фильмам которого ("Аризонская мечта", "Черная кошка. Белый кот" и другим) Бреговичем написана музыка, - не приехал одновременно со съемочной группой.
Ближе к концу концерта харизматичному Бреговичу (к слову, автору песен и таких исполнителей, как Сезария Эвора и Игги Поп) все-таки удалось поднять из-за столиков рублевскую публику. Он - хитрый. Вначале заставил зал просто подпевать себе известную In The Death Car, а потом на полной мощности выдал сет: несколько зажигательных композиций одна за другой. Часть партера встала и начала двигаться. Быстрее, еще быстрее. Исполнители уже откланяться хотят, а зал только разошелся. Ну тогда Брегович со товарищи и выдали все, что умеют. Очень к месту он вспомнил русскую фразу "На здоровье!" Зал пел, кричал "ура!" по команде маэстро. Девушки сбросили с ног туфли от "Гуччи" и "Армани" и начали плясать босиком уже так, как положено.
- Не забывайте, что мой оркестр умеет играть на похоронах и свадьбах. Приглашайте! Но возьму дорого, - раззадоривал уже разошедшийся зал маэстро...
Кстати
...Сразу после гастролей Бреговича в Москве с 1 по 12 июня начался Всемирный фестиваль симфонических оркестров. Что любопытно, на концерте Бреговича был замечен Михаил Плетнев, оркестр под управлением которого почетно завершает этот фестиваль. Уже один такой зритель дорогого стоит.