02.06.2009 18:00
    Поделиться

    На "Белых ночах" выступил оркестр Мюнхенской филармонии

    Два концерта знаменитого филармонического коллектива из Мюнхена под управлением Кристиана Тилеманна прошли в Концертном зале Мариинки под маркой  "Звезд белых ночей".

    У Мюнхенского филармонического есть все, чтобы по праву считаться одним из лучших европейских оркестров: славная история, берущая начало в конце позапрошлого века, череда знаменитых худруков, включая нынешнего - известного в мире интерпретатора Моцарта, Малера и Брукнера Кристиана Тилеманна, вписанные в летопись оркестра "золотые" мировые премьеры. Именно мюнхенцы первые исполнили Четвертую и Восьмую симфонии Густава Малера под управлением автора.

    Оркестр гордится и собственной специализацией - принято считать, что именно они лучше кого бы то ни было знают, как надо играть Брукнера. Традиции исполнения брукнеровской музыки почти столько же лет, сколько самому оркестру. Заложил ее ученик Брукнера Фердинанд Лёве, возглавлявший оркестр с 1908 по 1914 год. Вслед за ним брукнеровскую тему лелеяли и другие музыканты, руководившие коллективом, в том числе Серджиу Челибидаки - легендарный дирижер, чьи интерпретации и по сей день признаются эталонными.

    Неудивительно, что одна из симфоний Брукнера - Восьмая, редко исполняемая даже в Европе, вошла в программу российских гастролей. Она прозвучала во второй вечер, а в первой программе были исполнены  сочинения Шумана - "Увертюра, скерцо и финал" и Третья "Рейнская" симфония, а также Концерт для фортепиано с оркестром Эдварда Грига (солист - Рудольф Бухбиндер).

    Мюнхенский оркестр, от которого с самого начала ожидали брукнеровской тяжеловесности и философской серьезности, пленил в первый вечер восхитительным ранне-романтическим звучанием - легким, порой наивным и непосредственным, акварельно-прозрачным и очень органичным.  Очищенная от преувеличенного драматизма музыка Шумана и нежнейшая лирика Грига, где пианист и оркестр продемонстрировали удивительное чувство такта и какое-то удивленно-непосредственное прочтение известной партитуры, прозвучала, впрочем, не без доли самолюбования. 

    Совсем иным оркестр предстал в исполнении Восьмой симфонии Брукнера, партитурой которой Тилеманн дирижировал наизусть. Тщательно следуя авторскому тексту, музыкант неторопливо и скрупулезно выстроил впечатляющую махину брукнеровского цикла  - словно возвел готический собор, сочетающий величие замысла и строгость воплощения. И это уже был не привычно высокий европейский класс, а подлинное искусство.

    Поделиться