19.06.2009 15:16
    Рубрика:

    Сергей Миров: На новом "Сотворении мира" кумиры "помолодеют"

    Казанский фестиваль "Сотворение мира" станет одним из самых масштабных музыкальных событий Европы

    27 июня больше двадцати музыкальных команд со всего мира соберутся в Казани на самый большой в России фестиваль. Стать свидетелями этого грандиозного события смогут более 100 тысяч человек со всей страны. Сейчас в столице Татарстана уже монтируют сцену, а зрители от Камчатки до Москвы бронируют места в казанских гостиницах.

    За неделю до Фолклендского конфликта легендарный клавишник Yes Рик Уэйкман вместе со своей предыдущей командой гастролировал в Аргентине, где давал концерт для солдат этой страны. Вскоре эту же программу видели английские солдаты. И тогда Рик Уэйкман поймал себя на мысли, что вчерашние и сегодняшние его слушатели пошли стрелять друг в друга, а ведь могли бы сидеть рядом на его концерте…

    Эту историю он рассказал много лет назад Сергею Мирову, будущему генеральному продюсеру "Сотворения мира", который в прошлом году стал одним из самых масштабных фестивалей Европы, как по составу музыкантов (Патти Смит, Земфира, Трей Ганн и др), так и по организации. Он прошел настолько удачно, что организаторы практически сразу решили сделать его ежегодным. В интервью "РГ" Сергей Миров рассказал, что было на фестивале в прошлом году и чего ждать в году нынешнем. 

    Российская газета: Сергей, сейчас даже сложно представить, как можно было иначе назвать этот фестиваль. А вы долго думали над этим?

    Сергей Миров: Двадцать лет назад я увидел фильм-концерт Питера Гэбриэла "One World - One Music". Это и расставило все на свои места. Я понял, что, как бы нас ни хотели разделить, как бы нам ни навязывали, что одна культура лучше и превыше другой, это не так. У музыки нет национальности, она одна на всех. Ее призвание творить мир.

    В конце 90-х я оказался на концерте туркменского барабанщика Ришада Шафи, и там, на сцене, услышал, как музыканты разных культур на разных инструментах импровизируют на одну и ту же тему. Это было то, о чем я всегда думал. Позже, когда с Ришадом завязались дружеские отношения, он сказал, что готовит проект "Сотворение мира", только в библейском смысле. Это было как удар молнии, он читал мои мысли! Других вариантов названия больше не было.

    Потом надо мной стали подшучивать, мол, Сергей Миров увековечил в названии свои инициалы. А кто-то и вовсе назвал фестиваль "Сотворение Мирова". Видимо, мне суждено было стать продюсером этого проекта. Еще в слове "мир" один в один повторяются инициалы мэра Казани Метшина Ильсура Раисовича.

    РГ: Как задумывался фестиваль?

    Миров: С самого начала я хотел назвать его джем-фестивалем. Мне хотелось, чтобы исполнители на сцене импровизировали, чтобы музыка творилась непосредственно на глазах слушателей. Но, сами понимаете, любая импровизация должна быть хорошо подготовлена. А для этого надо, чтобы исполнители хотя бы несколько раз прорепетировали. Это было невозможно, потому что вычленить несколько дней из своего гастрольного графика могут не все. Но и то, что у нас получилось, думаю, неплохо.

    РГ: С местом проведения фестиваля долго определялись?

    Миров: Сначала остановились на Калининграде. Потому что этот город словно Россия в Европе, Европа в России. Все решил звонок Андрея Макаревича, который сейчас является президентом "Сотворения мира". Он сказал мне: "Я все понял, это должен быть не Калининград, а Казань". Я спросил, почему? Он ответил: "А вот давай мы с тобой туда съездим, и ты сам все поймешь".

    Когда я увидел Казанский кремль с храмом и мечетью, на фоне которых нам предложили установить сцену, у меня не было слов. Все сошлось. Такого совпадения мы не ожидали - идеи, места и команды! Это совпадение потрясающего количества обстоятельств. Без одного из них не было бы того, что есть сегодня.

    РГ: В отличие от многих других фестивалей на "Сотворение мира" возложена большая миссия - сплотить как можно больше людей. Справитесь?

    Миров: Я не побоюсь сказать, что первый фестиваль кому-то спас жизнь. С каждым следующим фестивалем спасенных жизней станет больше. Наша сцена - это сцена примирения. Только здесь вы можете увидеть, как поют дуэтом люди тех национальностей, которых псевдолидеры пытаются столкнуть друг с другом. В прошлом году, когда весь мир следил за событиями в Грузии и Южной Осетии, в Казани дуэтом пели осетинка Ирина Томаева и грузинка Этери Бериашвили. В этом году на одной сцене встретятся Борис Ковач и Дарко Рундек. Когда сербы увидят, что их великий Ковач играет с "врагом" их страны хорватским музыкантом Рундеком, они, надеюсь, пересмотрят свое отношение друг к другу. Мне бы очень хотелось, чтобы фестиваль примирил извечных соперников - армян и азербайджанцев, хуту и тутси. Я хочу, чтобы все нации, культуры, религии, которые сейчас враждуют, на сцене "Сотворения мира" смогли бы найти общий язык. Это наша основная цель.

    РГ: А всем ли понятна та музыка, которую вы предлагаете зрителям?

    Миров: У нас потрясающий арт-директор Саша Чепарухин, который увлечен этой идеей не меньше меня. Мы с ним абсолютно солидарны в том, что хотим познакомить российскую публику, причем не московскую и не питерскую, которая думает, что все уже знает, хотя на самом деле не знает ничего, с тем лучшим, что есть в мире. Зрители имеют право знать музыку гораздо шире, чем она представлена на наших экранах и радио.

    РГ: Кто-нибудь из участников первого фестиваля выразил желание вернуться в Казань?

    Миров: Да, мы ожидали этого. Но сразу всех предупредили - повторяться не будем. Не вижу в этом смысла. Если в прошлом году сюжетная линия основывалась на легендах музыки, которые творят уже больше двадцати-сорока лет, то на сей раз кумиры "помолодеют". Но я гарантирую, что состав будет не хуже. Я только назову имена, и вы сами все поймете. Юрий Шевчук и ДДТ, ярчайшая фигура в латинском роке Manu Chao, владивостокец или уже англичанин Илья Лагутенко со своим "Мумий Троллем", потрясающая этническая команда Kultur Shock, англо-индо-пакистанский проект Fun-Da-Mental, я уже называл великих Бориса Ковача и Дарко Рундека и, конечно же, The Rifles. Кстати, полгода назад, когда мы договаривались с ними, ребята стоили в четыре раза дешевле, чем сегодня. Сейчас они на взлете популярности. Но они приедут в Казань за те деньги, на которые согласились в январе. Это будет совсем нескучная история.

    Однако мы учитывали, что, несмотря на таких звезд первой величины, как Kultur Shock и The Rifles, нашей публике нужны знакомые имена. В первую очередь они придут слушать Шевчука, потому что знают его песни наизусть, они им близки и понятны. Но, поверьте мне на слово, зрители будут тащиться и от совершенно непонятных им вещей. Как было в прошлом году, когда шли на Земфиру, а открыли для себя Джастина Адамса с Джулде Камара!

    РГ: Сложно ли было собрать воедино и выстроить сюжетную линию с такими разношерстными командами?

    Миров: Не без этого. Фестиваль будет длиться девять часов. Нам надо было определиться, кому сколько времени выделить. Я понимаю, что выставлять на 20 минут команду, которая стоит огромных денег, нельзя. Но растянуть фестиваль тоже не получится. И тут началось… Некоторые музыканты закатили скандал, что вы нам дали всего полчаса, а мы будем работать час либо вообще не выйдем на сцену. К примеру, у Manu Chao жесткое условие - выступление будет длиться полтора часа. У нас есть потрясающие молодые музыканты, но мы им сможем выделить только по 10 минут.

    Была еще одна просто анекдотичная ситуация. Мы очень хотели, чтобы в Казань приехала молодая, но уже очень популярная инди-рок-группа Kaiser Chiefs. Мы даже успели заключить с ней контракт. И вдруг звонок… Менеджер группы говорит, что у них большие проблемы. Мы несколько напряглись. И тут выясняется, что жена солиста группы должна родить 27 июня, то есть в день фестиваля. Ну что тут сделаешь? Пришлось отпустить их с миром.

    РГ: Я слышала, что фестиваль вообще мог оказаться под угрозой срыва из-за финансовых проблем…

    Миров: Они и сейчас есть. Но их целиком решает Казань. Не имею права озвучивать бюджет фестиваля, могу только сказать, что по сравнению с прошлым годом его урезали как минимум в полтора раза.

    РГ: На ком или на чем сэкономили?

    Миров: На чем угодно, кроме звука. На первый фестиваль мы пригласили голландскую компанию, равных им в России нет. В этом году мы предложили председателю оргкомитета мэру Казани Ильсуру Метшину отказаться от голландцев, он сказал: "Нет!" Я рад, что качество звука будет на высоте. Пришлось сэкономить на музыкантах. В прошлом году Казань принимала 350 участников, в этом - в два раза меньше. Пришлось отказаться от двух хедлайнеров. Я не буду сейчас называть, потому что надеюсь, мы их позовем на следующее "Сотворение мира".

    РГ: А оно будет?

    Миров: Уверен в этом!

    Поделиться: