На ТВ началось межсезонье. Визиточные программы каналов ушли в отпуск. Иные просто ушли и ищут приюта на других каналах. Какие-то смежили очи навсегда. Впрочем, пропащих, как и цыплят, посчитаем окончательно по осени, ближе к "ТЭФИ". Ну а пока самое время перелистать минувший сезон как книгу.
Как бы вступление
Минувший телесезон оказался тем уже любопытен, что прошел он на фоне экономического кризиса. Сегодня стоит осознать, как кризис отразился в эфире. Как он отразился на качестве и смысле художественной продукции? Как сказались новые социально-экономические обстоятельства и изменившиеся в стране общественно-политические настроения на идеологии ТВ? Сумело ли ТВ остановить процесс гламуризации эфира? Наконец, смогло ли отечественное телевидение наладить содержательный диалог между государством и обществом, между различными социальными группами, между поколениями, между мифологическим прошлым советского периода и историческим настоящим?
Начальники некоторых из телеканалов поспешили с выводами и самооценками. Выводы, разумеется, благоприятные. Самооценки - завышенные: все, или почти все, прекрасно у наших главных вещателей: и лицо, и одежда, и проекты, и рейтинги...
А то, что не очень прекрасно, - не их вина. На то воля... среднестатистического зрителя. "Мы, - говорит Константин Эрнст, - выполняем только коллективные заявки. Не индивидуальные". И поясняет: "Я делаю работу, которую сейчас считаю нужным делать. Стараюсь делать ее хорошо. А собрать канал, который страшно бы нравился мне и Парфенову, - это легко".
Раз нет общественного заказа на серьезное глубокое, "высокомерно художественное" (выражение Эрнста) ТВ, то и нет такого ТВ.
А какое ТВ есть? Начнем с политики.
На узенькой дорожке
В этом сезоне продолжилось сокращение тех площадок, которые телезрителям позволяли худо-бедно вести диалог с властью, с самими собою о власти, о сиюминутных социально-политических проблемах.
Сначала исчезли из эфира "Времена" Владимира Познера. Взамен пришел "Познер" - полуночный Владимир Владимирович, беседующий с какой-нибудь уважаемой и общественно значимой персоной. Отдельные выпуски интересны, но это другое. В политическом отношении - это простывший ужин. В программе нет того, что называется "драйвом".
В середине сезона мы не досчитались Владимира Соловьева с его авторским ток-шоу "К барьеру!". А до этого в лету канул его же "Воскресный вечер". Меня лично частенько раздражали и сами дуэли, и их секундант. Но там хоть что-то происходило. Там было что-то похожее на сшибку мнений, позиций - пусть иногда и диких, но, увы, распространенных в общественной среде. Ну не удовлетворяет программа по тем или иным параметрам... Ну так поправьте ее, модернизируйте. Неудовлетворительно качество хлеба - поработайте над его качеством. Зачем же сразу убирать из рациона телезрителя хлеб.
НТВ изничтожило в эфире Соловьева как класс. А взамен предложило ухудшенную версию "К барьеру!" - "Честный понедельник" с ухудшенным вариантом ведущего - Сергеем Минаевым.
Если Соловьевское шоу корили и бранили за митинговость и крикливость, то "Честный понедельник" - это митинг в кубе пополам с базаром.
Политическое ток-шоу "Судите сами" на Первом канале эволюционировало в другую сторону. Оно стало предельно академическим и абсолютно односторонним. Здесь участники играют, как правило, в одни ворота. А судья-ведущий Максим Шевченко еще к тому же и сам не упускает случая забить гол в пустые ворота.
Тем же конструктивным пороком страдает и ток-шоу "Национальный интерес" на телеканале "Россия". На этом фоне лучше смотрится шоу Киры Прошутинской "Народ хочет знать" (ТВ Центр). Но оно погоды в общероссийском эфире не сделало. И, следовательно, можно сказать, что политическое вещание в минувшем сезоне осталось узенькой дорожкой с односторонним движением.
Прошлое как настоящее
Одна из вечно зеленых тем нашего ТВ - выяснение отношений между историей и мифологией. Путать эти две дисциплины есть тьма охотников. Из их числа были некоторые участники масштабного проекта "Имя Россия". Их общими усилиями чуть вся эта затея не кончилась национальным позором - избранием тирана Сталина на должность олицетворения страны. Случилось это во многом по причине того, что мифологический вождь и учитель заслонил собой фигуру исторического персонажа. Телевидение в общем и в целом славно потрудилось, чтобы воскресить миф об отце народов.
Брали бы пример с поэта Пушкина, который, хотя и не потянул на имя, олицетворяющее Россию, но все-таки никогда не путал беллетристику с документалистикой, при том что живо интересовался тем и другим. Потому его читатели никогда не спутают беллетристического Петра из "Медного всадника" с прототипом его из "Истории Петра", а Пугачева из "Капитанской дочки" с Пугачевым из "Истории пугачевского бунта".
Но это далекое прошлое, а тут нас то и дело достает вчерашний день с бесконечными "Кремлевскими похоронами". И все эти программы, сериалы, как художественные, так и документальные, про Андропова, Берию, Брежнева, про их родственников делались вроде с единственной целью докопаться до сути, добраться до истины, а все кончалось новой мифологией.
Мракобесие в облатке просвещения
Один из трендов минувшего сезона - так называемое новое научно-популярное кино типа "Великая тайна воды", "Жизнь после смерти. Ад", "Плесень", "Обвиняется Дарвин", "Жизнь после нас" и что-то еще было в этом духе.
Наверное, именно эти создания имеет в виду Константин Львович Эрнст, когда оправдывает увлечение "легким жанром" на ТВ: "...Если внутри этого ты в этой облатке - легкой и сладкой - закладываешь что-то важное и настоящее, люди проглатывают. Не заметили, но вылечились от чего-то".
Но ведь можно не заметить и заболеть чем-то. Например, тотальным недоверием к научному знанию, к авторитетным ученым, к достоверным источникам и просто маниакально-программным невежеством.
...Корабль отечественного ТВ продолжает неуклонно крениться в сторону развлекательности.
Листая страницы окончившегося сезона, что мы могли бы припомнить из "высокомерно-художественного продукта"? Экранизации Достоевского "Преступление и наказание" и "Братья Карамазовы"? Но и то, и другое - всего лишь поверхностное прочтение классика. Телевизионную версию "12", которая мне показалась в художественном отношении еще менее убедительной, чем прокатный оригинал?
Есть три безоговорочных удачи сезона - документальные фильмы "Птица Гоголь" Леонида Парфенова, "Метро" Елизаветы Листовой и "Ржев" Алексея Пивоварова.
Есть еще архипелаг "Культура", который продолжает противостоять материку "Гламур", коему, как мы убедились, не страшен никакой кризис.
Наконец, было бы неправильно не упомянуть в этом контексте две юмористические программы "Прожекторперисхилтон" и "Большая разница". Они украшают эфир.
С другой стороны, признаем: как бы они украсили его, если бы не горы мусорных передач. Из какого бы еще сора они выросли и расцвели?