В Москве стихийно появляются торговые площадки, где не принято интересоваться сроком годности товара.
О пользе зеленых сосисок
- Ничего у меня не испортилось! Просто торгую по сниженным ценам...
Тетечка-продавец на популярном рынке на юге Москвы возмущается весьма искренне. Ну да, овощи и зелень, мягко говоря, не вчера с грядки. Зелень увяла, корнеплоды сморщились.
- А чего ты хочешь за такую цену?
Цена, кстати, индивидуальная. Бабушка-пенсионерка пытается закатить небольшой скандал: "А почему вы продали вон той женщине свеклу дешевле - я же все видела!" Продавщица лениво огрызается: "Так она с ботвой согласилась взять. Зачем ей ботва? А я знаю?!"
В общем-то, рутина: банальные рыночные сценки. Не банальна лишь цена вопроса: страсти кипят из-за нескольких рублей. Предыдущий покупатель забирал пакет овощей за 10 рублей. На лотке товар остался посвежее, за который тетечка-продавец, окинув взглядом очередь (других очередей на рынке нет), взвинчивает цену аж до 15 рублей. Толпа ахает, но не расходится.
Еще недавно на этом рынке можно было купить пачку масла "Домик в деревне" за 25-30 рублей и кило сосисок безымянных за полсотни. Cлава о подобном дисконте разошлась далеко за пределы округа. О россиянах, скупающих за копейки испорченные продукты, написали репортеры "Лос-Анджелес таймс".
Западные журналисты не поскупились на краски и образы: "Галина Абросимова - московская пенсионерка, ей 82 года - до ухода на пенсию работала инженером-строителем. На ней засаленное пальто и стоптанные туфли без каблуков. У выхода с рынка "Москворецкий" Галина Абросимова показывает пластмассовое ведерко творога, которое она купила за 30 центов. Срок годности истек две недели назад. "Ну и что? - отмахивается она, застенчиво пряча коробку в заляпанную грязью хозяйственную сумку. - Если не понравится вкус, сделаю из него начинку для блинов" (из репортажа).
Подобная реклама преобразила рынок: ведерка с творогом за 30 центов лично мне там найти не удалось. Только овощи позавчерашней свежести. Ими торговать не так стремно. Дело в том, что за протухшие сосиски продавцу грозят серьезные неприятности. Вплоть до 238-й УК РФ - сбыт товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей. А вот увядший лук под статью подвести сложно. Лук остался, сосиски исчезли.
- Ничего они не исчезли! - раздраженно отмахивается пенсионерка, которую удалось разговорить по дороге к метро. - Все на месте. Просто не каждому такое предложат. Мне - да, тебе - нет.
Бабушка выразительно меряет меня взглядом и философски заключает: "И вообще - места знать надо".
А запах!
За сутки город потребляет 27 тысяч тонн различной еды. Это целая гора продовольствия, которую хитроумными и порой весьма нерациональными путями перемещают по мегаполису, закладывают на базы хранения, грузят-разгружают, опять перевозят, замораживают и размораживают. Естественно, что что-нибудь обязательно испортится.
Продукты с истекшим сроком годности, конечно, были на рынке и до кризиса. Инспектора Роспотребнадзора и Госинспекции Москвы по качеству сельхозпродукции, сырья и продовольствия (МосГИК) находили такие даже в солидных гипермаркетах, заботящихся о репутации. Но в относительно тучные времена народ был однозначно на стороне инспекторов. Продавцов гнилого товара регулярно ловили: случалось, что во время рейдов по магазинам и продовольственным рынкам изымали до 10 процентов продуктов с истекшим сроком годности.
Теперь все не так просто. Если стесненный в средствах обыватель сам стыдливо просит продавца о нереально дешевом твороге (как бы "для сырников") или сосисках ("для собачки"), то поймать продавца и покупателя за руку... Ну, сами понимаете.
У проблемы, впрочем, есть решение. Простое и эффективное, под названием стоковые магазины, они же магазины распродаж. Речь идет о площадях, куда торговые сети могли бы оперативно перебрасывать товар, у которого заканчивается срок реализации. Важная деталь: не гнилой товар, а просто тот, который они не успевают продать в своих магазинах. Да, выставят его там по символическим ценам, прибыли не будет. Но ведь утилизация продуктов - тоже не дешевое удовольствие. А так хоть за что-то купят.
Строго говоря, стоковый магазин не обязательно должен торговать умирающими сосисками. Скажем, когда в бутике продают джинсы от кутюр стародавней коллекции - это, по европейским меркам, тоже стоковый магазин.
Бутиков, торгующих прошлогодними джинсами в Москве, - пруд пруди, а найти серьезный продуктовый сток нам почему-то не удалось.
И почему?
Помидор сорта фриган
Они появляются так же стремительно, как и исчезают: две женщины с пакетиками, полными овощей. В каждом на вид - пара кг помидоров и огурцов. Цена - удивительная: 30 рублей за пакет.
Место действия - вагон пригородной электрички, северное направление. Место - железнодорожная платформа рядом с большой плодоовощной базой. Время - слегка за полночь. Процесс торговли скоротечен, не больше минуты, пока стоит электричка.
- Просто не хотят отъезжать далеко от базы, - комментируют знающие люди. - Здесь же отовариваются в отходах, здесь же торгуют.
Своего названия таким еще не придумали, а из западных самое близкое - фриганы.
Не путать с бомжами. Фриганизм (freeganism) - от слов "free" (свободный) и "vegan" (вегетарианец). Фриганы, как правило, могут купить себе продукты и в магазине, но предпочитают добывать еду на помойках. Из принципа. У них есть специальный сайт www.freegan.info (только он на английском), где подробно описаны "правила поступления" в профессию. Нужны перчатки, фонарик и... уверенность в том, что не все выброшенные продукты непригодны в пищу.
Они считают, что до 20-25 процентов продовольствия, которое оказывается на свалках, - вполне съедобно. Правда, надо учесть, что речь идет не о зловонных помойках в нашем понимании. Фриганеры Лондона и Нью-Йорка по ночам совершают набеги на контейнеры для отходов у супермаркетов, причем выбирают определенные бренды.
Наши фриганеры, как правило, роются в менее привлекательных условиях, но зато в отличие от западных коллег-эгоистов еще и делятся находками с окружающими. За символическую плату.
Кстати, не все вегетарианцы. Настоящий фриганер вряд ли побрезгует условно-годными молочными и мясными продуктами. Конечно, риск пищевого отравления всегда есть, но все-таки считать фриганерство уделом бедных нет никакого резона.
С завидным постоянством в ресторанах элитной столичной Рублевки находят продукты "от фриганеров". И не только Рублевки. Вот свежий пример: ФМС обнаружила в Подмосковье целый город нелегальных мигрантов: из Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана. Своя пекарня, повар Мурат с гордостью рассказывает, что за день делает от 800 до 1000 лепешек. Абсолютная антисанитария, у большей части ингредиентов, вплоть до растительного масла, давно истек срок годности. Кто потребитель? Что-то пекут для своих, но больше уходит на продажу. И вы заблуждаетесь, если думаете, что такие лепешки расходятся исключительно по социальным столовым.
И вообще, кризис - он везде, а не только у московских пенсионеров и гастарбайтеров. Вот недавно в одном из пабов Лондона запустили в качестве антикризисной меры акцию: если посетитель не располагает нужной суммой, он может обменять собственные вещи, от CD-дисков до плакатов (и даже накладные усы!), на порцию пива.
Вот это понимаю - кризис, дожили, допились. Согласитесь, у нас хоть на еду и выпивку усы еще пока не обменивают.
Кривой огурец
С 1 июля в странах Евросоюза разрешено продавать в магазинах "кривые" овощи. До этого там действ овали строгие стандарты, которые регулировали внешний вид овощей и фруктов.
В условиях кризиса Европа решила пожертвовать красотой прилавков. Эксперты прогнозируют, что "нестандартные" овощи и фрукты могут обойтись покупателям примерно на 40 процентов дешевле, хотя в каждом случае решение будет принимать торговая сеть.
Правда, чиновники ЕС так просто не сдаются. Пока отменены не все ограничения, а только в отношении внешнего вида 26 категорий сельхозтоваров: огурцов, моркови, грибов, лука, капусты, баклажан и т.д. В общем объеме европейской сельхозпродукции "некрасивые" овощи составляют 25 процентов.
А вот помидорам велено оставаться красивыми. Так же, как, впрочем, и большинству фруктов: яблокам, персикам и всем цитрусовым. Правда, супермаркеты имеют право торговать и "некрасивыми", но при условии, что на прилавках они будут маркированы в качестве "предназначенных для переработки".
"Горячая линия" Московского управления
Роспотребнадзора:
621-70-76 - общественная приемная;
227-84-03 - юридическая служба общественной приемной.