Новости

14.07.2009 17:26
Рубрика: Экономика

Ударим непарным шелкопрядом по иномаркам

Ветеринары взялись помогать отечественному автопрому

Если меня спросят, какое ведомство сейчас реально рулит экономикой, я долго думать не буду. Но вы, возможно, удивитесь моему ответу. Это не Минфин, и уж конечно не Министерство экономического развития. Это - Россельхознадзор. С завтрашнего дня (15 июля) в России вводится новый перечень подкарантинной продукции и товаров, подлежащих государственному карантинному фитосанитарному контролю. В него включены... подержанные автомобили, или, как сказано в сообщении Интерфакса со ссылкой на сам Россельхознадзор, "транспортные средства, бывшие в эксплуатации". То есть еще и трактора, и комбайны. Ну да и Бог бы с тракторами. Главное - легковушки. Их, как уже разъясняют представители Россельхознадзора по всей стране, придется прогонять через карантин. Что повысит их цену - эксперты пока гадают, насколько (этими гаданиями переполнен Интернет), но получается, что никак не меньше, чем 500 долларов.

Оказалось, "в 2007-2008 годах на таможенном досмотре в России было обнаружено более 4 тыс. машин, в которых находились почва, живые и мертвые насекомые. В 14 случаях это были опасные карантинные объекты: американская белая бабочка, азиатская хлопковая совка, непарный шелкопряд, японский жук". Это я цитирую сообщение пресс-службы Россельхознадзора по Челябинской области, в сообщении "федеральной" пресс-службы этого ведомства ни о каком жуке не говорится, более того, подержанные автомашины стыдливо засунуты куда-то в середину сообщения. Во избежание, очевидно, слухов и паники. Тщетно - народ уже все заметил и свою оценку (по крайней мере, в блогосфере) дал.

Что интересно. Четыре тысячи машин с "живыми и мертвыми" насекомыми - это, конечно, круто, на фоне десятков тысяч ввозимых в РФ автомобилей. Но я даже не о пропорциях. Я о другом. В том же сообщении Интерфакса говорится, что "в новый перечень не были включены мука тонкого и грубого помола из мяса и рыбы, природные пески всех видов, галька, гравий, щебень, в которых карантинные объекты практически не выявлялись в ходе мониторинга, проводимого с 2005 года". Иными словами, песок и прочие в принципе более содержательные (в плане остатков микроорганизмов) продукты с 2005 года отчаянно мониторили - а нет ли в них заразы? Да ничего не находили. Но с 2005 (!) года, то есть четыре года, рука не поднималась эти позиции взять, и отменить. Сколько потребуется лет для того, чтобы убедиться, что в автомашинах, шанс заползти в которые у непарного шелкопряда и японского жука в разы меньше, чем в щебень и гальку, НА САМОМ ДЕЛЕ  ничего такого не содержится? Пока пробирки для анализа не кончатся? Или пока АВТОВАЗ не продаст свои чудо-машины каждому жителю РФ, включая грудных младенцев?

На самом деле, протекционистский заряд нововведения налицо и в особых комментариях не нуждается. "Предложенная процедура может быть применена и к новым машинам, и к другим товарным позициям. Подобного рода "нетарифные ограничения" в отношении нежелательных к ввозу товаров вполне способны существенно сократить их импорт. Не будет ничего удивительного в том, если в ближайшем будущем при импорте потребуются и иные новые документы", заявляет "Росбалту" ведущий консультант ООО "ФинЭкспертиза" Дмитрий Ширяев. Прямым выпадом против иномарок, прежде всего праворульных, называют новшество многие интернет-СМИ.

Россельхознадзор долго шел к роли ведущего экономического ведомства страны. Кто помнит зловредного жучка трипса, грозившего съесть все посевы Российской Федерации? Забылся жучок, зато памятен запрет на ввоз голландских цветов. Потом были грузинские мандарины и "Боржом", именно с запрета этих продуктов началась эскалация напряженности между Россией и Грузией, последствия чего трудно переоценить. Но согласен, увязка фитосанитарии и проблемы иномарок - это принципипально новая высота, до которой ведомство еще не поднималось. Мы взрослые, нам поручают серьезные задания! И недалек тот день, когда автомобили Волжского завода будут стоять в салонах с гордой наклейкой "проверено на ГМО". И это будет их конкуретное преимущество. Сим победим. И жука, и бабочку, и даже хлопковую совку.

Обсудить материал в блоге автора.

Экономика ВЭД Экономика АПК Правительство Минсельхоз Россельхознадзор Российский автопром