Новости

Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 апреля 2009 г. N 248 г. Москва "Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав милиции в дежурной части органа внутренних дел Российской Федерации после доставления граждан"

Дата подписания 1 апреля 2009 г.
Опубликован 17 июля 2009 г.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 6 июля 2009 г.

Регистрационный N 14222

В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности исполнения обязанностей и реализации прав милиции после доставления граждан в служебные помещения дежурных частей органов внутренних дел Российской Федерации - приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Наставление о порядке исполнения обязанностей и реализации прав милиции в дежурной части органа внутренних дел Российской Федерации после доставления граждан.

2. Начальникам территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, образовательных учреждений МВД России1 обеспечить изучение и выполнение Наставления, утвержденного настоящим приказом.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра генерал-лейтенанта милиции A.M. Смирного.

Министр генерал армии Р. Нургалиев

________________

1Кроме военных образовательных учреждений высшего профессионального образования внутренних войск МВД России.

Приложение к приказу

Наставление о порядке исполнения обязанностей и реализации прав милиции в дежурной части органа внутренних дел Российской Федерации после доставления граждан

I. Общие положения

1. Настоящее Наставление устанавливает последовательность действий уполномоченных должностных лиц органов внутренних дел1 после доставления в служебные помещения дежурных частей граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства2 в целях выяснения законности доставления указанных лиц, выполнения процессуальных действий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также в целях обеспечения соблюдения прав и свобод лиц, доставленных в дежурные части органов внутренних дел Российской Федерации3 .

2. Уполномоченными должностными лицами по исполнению обязанностей и реализации прав милиции, после доставления граждан в дежурные части являются:

2.1. Начальник дежурной смены (в органах внутренних дел, где в штатном расписании эта должность не предусмотрена - помощник начальника дежурной части - оперативный дежурный (помощник начальника отдела (отделения) - оперативный дежурный, старший оперативный дежурный, оперативный дежурный)4.

2.2. Иные должностные лица соответствующего органа внутренних дел, на которых организационно-распорядительными документами начальника органа внутренних дел, либо лица, исполняющего его обязанности, возложены соответствующие полномочия4 .

3. Исполнение обязанностей и реализация прав милицией, после доставления граждан в дежурные части осуществляется в соответствии с:

3.1. Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"5.

3.2. Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"6.

3.3. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях 7.

3.4. Уголовным кодексом Российской Федерации 8.

3.5. Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации 9 .

3.6. Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" 10 .

3.7. Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. N 12-ФЗ "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи" 11 .

3.8. Федеральным законом от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" 12 .

3.9. Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" 13 .

3.10. Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 14 .

3.11. Федеральным законом от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" 15 .

3.12. Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей Российской Федерации" 16 .

3.13. Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" 17 .

3.14. Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 37-ФЗ "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" 18 .

3.15. Законом Российской Федерации от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" 19 .

3.16. Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" 20 .

3.17. Федеральным законом от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О счетной палате Российской Федерации" 21 .

3.18. Иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Исполнение обязанностей и реализация прав милиции после доставления граждан в дежурные части осуществляется в строгом соответствии с положениями Конституции Российской Федерации об основных правах и свободах человека и гражданина, нормативных правовых актов Российской Федерации, указанных в пункте 3 настоящего Наставления, и не должно представлять опасность для здоровья человека, унижать его честь и достоинство.

5. Результатом исполнения обязанностей и реализации прав милиции в дежурной части органа внутренних дел Российской Федерации после доставления граждан являются принимаемые должностными лицами органов внутренних дел решения:

5.1. О возбуждении дела об административном правонарушении (составление протокола об административном правонарушении, вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [22] ).

5.2. О передаче доставленного лица, подозреваемого в совершении преступления, органу дознания или предварительного следствия (сотруднику криминальной милиции).

5.3. О передаче лица, находящегося в состоянии наркотического опьянения или токсического отравления, в медицинское учреждение.

5.4. О передаче лица, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, в медицинское учреждение либо в медицинский вытрезвитель.

5.5. О передаче несовершеннолетнего органу дознания или предварительного следствия, сотруднику подразделения по делам несовершеннолетних, родителям или иным законным представителям, должностным лицам образовательных или учебно-воспитательных учреждений, должностным лицам специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилтации, или учреждений органов здравоохранения.

5.6. О передаче доставленного в органы внутренних дел за административные правонарушения, за исключением лиц, привлекаемых к административной ответственности в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 2.5 КоАП, представителю воинской части или соответствующего органа (учреждения).

5.7. Об освобождении лица, обладающего в соответствии с законодательством Российской Федерации неприкосновенностью.

II. Основные обязанности оперативного дежурного после доставления граждан

в дежурные части

6. После доставления лица в дежурную часть оперативный дежурный обязан:

6.1. Принять от должностного лица, осуществившего доставление, письменный рапорт или рапорт с протоколом об административном правонарушении, если доставивший уполномочен составлять данный протокол либо заявление, если лицо приведено в дежурную часть другими гражданами.

6.2. Установить личность лица, доставленного в дежурную часть 23 , его возраст и место его жительства.

6.2.1. В случае если при установлении личности доставленного лица выясняется, что в соответствии с законодательством Российской Федерации доставленное лицо обладает неприкосновенностью 24 , такое лицо незамедлительно освобождается, о чем в Книге учета лиц, доставленных в дежурную часть органа внутренних дел 25 , которая является документом, предназначенным для служебного использования в органе внутренних дел, производится соответствующая запись. О доставлении указанного лица составляется письменный рапорт на имя начальника органа внутренних дел, информируется дежурная часть вышестоящего органа внутренних дел и прокурор.

6.2.2. В случае доставления в органы внутренних дел за административные правонарушения военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и имеющих специальные звания сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы МЧС России, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы), указанными лицами и их статус, оперативный дежурный, после установления личности доставленного лица, его места службы, а также причин доставления, обязан известить командира воинской части (военного коменданта) либо начальника соответствующего органа (учреждения) о произведенном доставлении и (или) задержании, вызвать, при необходимости, представителя воинской части или указанных органов (учреждения) для передачи доставленного лица в целях привлечения в последующем его к дисциплинарной ответственности.

6.2.3. Передача доставленных лиц осуществляется под расписку в Книге учета лиц, доставленных в дежурную часть органа внутренних дел.

6.2.4. При совершении лицами, указанными в подпункте 6.2.2, административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.1-5.26, 5.45-5.52, 5.56, 6.3, 7.29-7.32, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главами 12, 15 и 16, статьей 17.7, статьями 18.1-18.4, 19.5.7, 19.7.2 и статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) КоАП, производство по делам об административных правонарушениях, совершенных ими, осуществляется на общих основаниях 26 .

6.3. Разъяснить доставленному лицу основание и повод ограничения его прав и свобод, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.

6.4. Зарегистрировать факт доставления в Книге учета лиц, доставленных в дежурную часть органа внутренних дел.

7. Комнаты для проведения процессуальных действий с доставленными лицами при дежурных частях органов внутренних дел Российской Федерации 27 являются специальными помещениями дежурных частей и предназначены для проведения в них процессуальных действий с лицами, доставленными в дежурные части. Помещение и содержание в них лиц после проведения процессуальных действий запрещается.

8. В комнатах для проведения процессуальных действий с доставленными лицами, для информирования и разъяснения доставленным лицам их прав на стендах или в иных общедоступных местах должны быть размещены: выписки из положений КоАП, Уголовного кодекса Российской Федерации, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, настоящего Наставления и иных нормативных правовых актов, определяющих порядок проведения процессуальных действий с лицами, доставленными в дежурную часть, служебные номера телефонов и адреса должностных лиц, которым могут быть обжалованы действия, связанные с необоснованным доставлением, задержанием или порядком содержания доставленных лиц.

9. Содержание подозреваемых, обвиняемых и подсудимых в иных помещениях дежурных частей, кроме комнат, указанных в пункте 7 настоящего Наставления, запрещается.

10. В случае если выясняется неправомерность доставления или задержания лица, доставленного в дежурную часть, такое лицо незамедлительно освобождается с одновременным принесением извинений оперативным дежурным или начальником органа внутренних дел. Об освобождении неправомерно доставленного лица производится соответствующая запись в Книге учета лиц, доставленных в дежурную часть органа внутренних дел, а о факте неправомерного доставления незамедлительно докладывается руководителю органа внутренних дел или лицу, исполняющему его обязанности, для принятия необходимых мер.

11. Оперативный дежурный обязан быть доброжелательным, тактичным, внимательным и вежливым в отношении доставленных лиц.

III. Информирование о порядке исполнения обязанностей и реализации прав милиции в дежурной части органа внутренних дел Российской Федерации

после доставления граждан

12. Информация о порядке исполнения обязанностей и реализации прав милиции в дежурной части органа внутренних дел Российской Федерации после доставления граждан, местонахождении подразделений органов внутренних дел, их контактных телефонах предоставляется:

12.1. Непосредственно в МВД России, в МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, в управлениях внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, отделах (управлениях) внутренних дел по району, городу и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям.

12.2. По письменным обращениям.

12.3. По телефону.

12.4. Посредством размещения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети Интернет), публикации в средствах массовой информации, издания информационных материалов (брошюр, буклетов и другие).

13. При предоставлении информации по письменным обращениям ответ на обращение направляется почтой в адрес заявителя в срок, не превышающий 30 дней с момента поступления и первичной регистрации письменного обращения в подразделении.

14. При предоставлении информации по телефону оперативный дежурный в соответствии с поступившим обращением обязан предоставлять информацию по следующим вопросам:

14.1. О входящих номерах, под которыми обращения зарегистрированы в системе делопроизводства.

14.2. О принятии решения по конкретному обращению.

14.3. О нормативных актах (кроме сведений ограниченного доступа), регулирующих порядок исполнения обязанностей и реализации прав милиции в дежурной части органа внутренних дел Российской Федерации после доставления граждан (наименование, номер, дата принятия нормативного правового акта).

14.4. О местонахождении, графике (режиме работы) соответствующего подразделения органа внутренних дел.

14.5. О местах размещения в электронных информационных ресурсах необходимых справочных материалов.

При ответах на телефонные звонки и устные обращения, оперативный дежурный [28] , подробно и в вежливой (корректной) форме информирует обратившихся по интересующим их вопросам.

Ответ на телефонный звонок должен начинаться с информации о наименовании подразделения, в которое позвонил заявитель, фамилии, имени, отчестве и должности лица, принявшего телефонный звонок.

Время разговора не должно превышать 5 минут.

При невозможности оперативного дежурного, принявшего звонок, самостоятельно ответить на поставленные вопросы, телефонный звонок должен быть переадресован (переведен) на другое должностное лицо или же заявителю должен быть сообщен телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию.

15. Текст настоящего Наставления размещается на интернет-сайте МВД России (www.mvd.ru).

16. Сведения о местонахождении МВД России, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, органов внутренних дел на транспорте, контактных телефонах, адресах электронной почты, приводятся в приложениях N 3 и N 4 к настоящему Наставлению.

17. При консультировании по электронной почте ответ на обращение направляется на электронный адрес заявителя в срок, не превышающий 5 рабочих дней с момента поступления обращения, при ответах на вопросы, перечень которых установлен пунктом 14 настоящего Наставления.

В иных случаях ответ на обращение направляется по электронной почте на электронный адрес заявителя в срок, не превышающий 30 дней с момента поступления.

IV. Обязанности оперативного дежурного после доставления граждан

в дежурные части по основаниям, предусмотренным КоАП

18. После доставления гражданина в дежурную часть по основаниям, предусмотренным КоАП, оперативный дежурный обязан:

18.1. Составить протокол о доставлении лица в соответствии с соблюдением требований статьи 27.2 КоАП, если он не был составлен уполномоченным должностным лицом, доставившим данное лицо в дежурную часть, либо сделать соответствующую запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании.

18.2. Применить в отношении доставленного лица в случаях, предусмотренных статьей 27.3 КоАП, административное задержание, о чем по просьбе задержанного лица уведомить в кратчайшие сроки его родственников, администрацию по месту работы (учебы), защитника. При этом задержанные лица содержатся в установленном порядке в специально отведенных для этого помещениях органов внутренних дел (комнатах для задержанных) либо в специальных учреждениях.

18.3. Составить протокол об административном задержании в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, в соответствии с требованиями статьи 27.4 КоАП.

18.4. Соблюдать установленный срок административного задержания лица, который в соответствии с частью 4 статьи 27.5 КоАП исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления. При этом административное задержание лица может длиться не более трех часов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 27.5 КоАП, в случае когда необходимо установление личности или выяснение обстоятельств административных правонарушений, посягающих на установленный режим Государственной границы Российской Федерации, порядок пребывания на территории Российской Федерации, совершенных во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, а также частью 3 статьи 27.5 КоАП, когда одной из мер административного наказания является административный арест. В этих случаях лицо может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

18.5. Проверить наличие сведений о доставленном лице по картотеке (базе данных) лиц, привлеченных к ответственности за административные правонарушения, а также иным информационным ресурсам по месту жительства доставленного лица, обращая при этом особое внимание на сведения оперативно-справочных, розыскных и экспертно-криминалистических учетов.

18.6. Если доставленное лицо является иностранным гражданином или лицом без гражданства [29] его необходимо проверить по централизованному учету правонарушений, совершенных на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также в отношении их (АИС "Криминал-И") ГИАЦ МВД России.

18.7. Выяснить иные данные, устанавливающие наличие или отсутствие состава административного правонарушения, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

18.8. Произвести в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, в порядке и в соответствии с требованиями статьи 27.7 КоАП, о чем составить протокол либо сделать соответствующую запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. При этом оперативный дежурный должен учитывать, что:

18.8.1. Изъятые у доставленного лица документы и малогабаритные вещи, являющиеся орудием совершения либо предметом административного правонарушения, должны храниться в специальном шкафу в дежурной части вместе с протоколом, в котором производится запись об изъятии, ключ от шкафа находится у оперативного дежурного. Изъятые у доставленного лица крупногабаритные вещи, являющиеся орудием совершения либо предметом административного правонарушения, должны храниться в отдельном охраняемом помещении или ином месте, позволяющем обеспечить их охрану. При передаче материалов об административном правонарушении лицу, ответственному за их учет, оперативный дежурный под расписку в Книге учета лиц, доставленных в дежурную часть органа внутренних дел, передает также изъятые вещи и документы, за исключением оружия и боеприпасов.

18.8.2. Изъятые у доставленного лица оружие и боеприпасы хранятся в специальном металлическом шкафу, опечатанном личной печатью оперативного дежурного, до передачи их сотруднику органа внутренних дел, ответственному за дальнейшее производство по делу об административном правонарушении.

18.8.3. Изъятие у доставленного лица наркотических средств и психотропных веществ, а также их хранение и передача осуществляется в соответствии с установленным порядком изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, а также их учета, хранения, передачи, использования и уничтожения 30 .

19. При доставлении лица в дежурную часть по подозрению в управлении транспортным средством в состоянии опьянения, оперативный дежурный обязан:

19.1. Направить доставленное лицо на медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, о чем в соответствии с требованиями статьи 27.12 КоАП составить протокол, копию которого вручить доставленному лицу. Иные обязанности оперативного дежурного в отношении данных лиц осуществляются в установленном порядке по получении акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

19.2. Изъять в соответствии с требованиями статьи 27.10 КоАП у доставленного лица до рассмотрения материала водительское удостоверение, о чем сделать запись в протоколе об административном правонарушении.

19.3. Обеспечить сохранность доставленного транспортного средства и груза, находящегося в нем. Если транспортное средство и находящийся в нем груз не являются орудиями совершения или непосредственными объектами административного правонарушения и не принадлежат доставленному лицу, организовать вызов владельца или его представителя с доверенностью для передачи транспортного средства и груза последнему под расписку (копия доверенности и расписка приобщаются к материалам дела об административном правонарушении).

19.4. Составить протокол о доставлении лица в соответствии с соблюдением требований статьи 27.2 КоАП, если он не был составлен уполномоченным должностным лицом, доставившим данное лицо в дежурную часть, о чем сделать соответствующую запись в Книге учета лиц, доставленных в дежурную часть органа внутренних дел.

19.5. Доложить материалы об административном правонарушении начальнику органа внутренних дел либо лицу, исполняющему его обязанности, для принятия решения по делу об административном правонарушении.

V. Обязанности оперативного дежурного после доставления граждан в дежурные части по основаниям задержания, предусмотренным

Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации

20. После доставления в дежурную часть лица, подозреваемого в совершении преступления, оперативный дежурный обязан:

20.1. Произвести в порядке и на основании статьи 184 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации личный обыск лица, подозреваемого в совершении преступления, а также его дактилоскопирование, если установить его личность иным способом невозможно. При необходимости произвести фотографирование.

20.2. О производстве личного обыска лица, применении при этом технических средств и изъятии документов, ценностей, денег, горючих жидкостей, зажигалок, спичек и других вещей составить протокол в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

20.3. Доложить о доставлении лица, подозреваемого в совершении преступления, начальнику органа внутренних дел либо лицу, исполняющему его обязанности, и по его указанию передать материалы, изъятые вещи, ценности и доставленное лицо сотруднику органа предварительного следствия или дознания (сотруднику криминальной милиции) с отметкой о передаче в Книге учета лиц, доставленных в дежурную часть органа внутренних дел.

20.4. Обеспечить охрану лица, подозреваемого в совершении преступления, во время его нахождения в дежурной части, исключающую побег, нападение на сотрудников суточного наряда, других сотрудников и граждан, сокрытие вещественных доказательств, следов преступления, не допустить самоубийство, членовредительство, контакты между соучастниками совершенного преступления. По письменному разрешению следователя (дознавателя) передать лицу, подозреваемому в совершении преступления, одежду и другие предметы, разрешенные к хранению в изоляторах временного содержания.

20.5. При получении от следователя (дознавателя) протокола задержания незамедлительно направить лицо, подозреваемое в совершении преступления, для содержания в изоляторе временного содержания.

21. По письменному поручению начальника органа внутренних дел либо лица, исполняющего его обязанности, оперативный дежурный организует доставление в орган внутренних дел лица, подозреваемого в совершении преступления, и о его доставлении незамедлительно уведомляет следователя (дознавателя), в производстве которого находится уголовное дело.

VI. Обязанности оперативного дежурного после доставления в дежурные части отдельных категорий граждан

22. После доставления несовершеннолетнего лица оперативный дежурный обязан:

22.1. Немедленно уведомить об этом родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего.

22.2. Если в действиях несовершеннолетнего лица содержится состав преступления, и он достиг установленного законом возраста, с которого наступает уголовная ответственность, передать несовершеннолетнего для осуществления дальнейшего производства органу дознания или предварительного следствия в порядке, предусмотренном подпунктом 20.3 настоящего Наставления.

22.3. Передать несовершеннолетнего сотруднику подразделения по делам несовершеннолетних в случаях:

22.3.1. Совершения несовершеннолетним общественно опасного деяния либо иного правонарушения до достижения им возраста, с которого наступает уголовная или административная ответственность.

22.3.2. Доставления несовершеннолетнего с лицом, совершившим преступление или административное правонарушение.

22.3.3. Самовольного ухода несовершеннолетнего лица из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.

22.3.4. Если несовершеннолетний является безнадзорным, беспризорным, оставшимся без попечения родителей или иных законных представителей, заблудившимся, самовольно оставившим семью, ушедшим из образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или другого детского учреждения, не имеющим места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию.

23. Срок административного задержания несовершеннолетнего исчисляется в соответствии со статьей 27.5 КоАП.

24. При доставлении несовершеннолетнего, находящегося в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения, имеющего травмы (телесные повреждения), а также признаки обострения психического заболевания или отклонения в поведении, оперативный дежурный обязан:

24.1. Вызвать несовершеннолетнему лицу скорую медицинскую помощь, до приезда которой начать самостоятельно оказывать ему доврачебную помощь.

24.2. Передать доставленное лицо должностным лицам учреждения здравоохранения, обеспечив при необходимости его охрану.

24.3. Проводить процессуальные действия с участием несовершеннолетнего лица, совершившего общественно опасное деяние либо иное правонарушение, после оказания ему медицинской помощи и при наличии медицинского заключения о состоянии его здоровья.

25. При доставлении несовершеннолетнего лица и при отсутствии сотрудников криминальной милиции, органов дознания или предварительного следствия, подразделения по делам несовершеннолетних, оперативный дежурный по указанию руководителя органа внутренних дел обязан:

25.1. Установить данные, характеризующие личность несовершеннолетнего, сведения о родителях или иных законных представителях.

25.2. Выяснить обстоятельства совершения им правонарушения или . обнаружения заблудившегося, подкинутого ребенка.

25.3. Оформить материалы, необходимые для направления заблудившихся, подкинутых детей в учреждения органов здравоохранения или специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, а при совершении несовершеннолетним общественно опасного деяния либо иного правонарушения провести неотложные следственные и другие действия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

26. По окончании процессуальных действий, за исключением случаев, предусмотренных в подпункте 22.2 настоящего Наставления несовершеннолетний передается:

26.1. Родителям или иным законным представителям.

26.2. Должностным лицам образовательных или учебно-воспитательных учреждений.

26.3. Должностным лицам специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, или учреждений органов здравоохранения.

27. О передаче несовершеннолетнего лицам, указанным в пункте 26, делается запись в Книге учета лиц, доставленных в дежурную часть органа внутренних дел, с указанием времени передачи и лица, которому передан несовершеннолетний.

28. В случае доставления в дежурную часть иностранных граждан, не пользующихся дипломатическим иммунитетом, оперативный дежурный проводит процессуальные действия на общих основаниях.

29. При наличии информации о возможной причастности иностранного гражданина к противоправным деяниям, а также в случае, если иностранный гражданин доставлен без документов, либо с документами, которые содержат признаки поддельных, в установленном порядке проводится проверка указанных лиц по линии НЦБ Интерпола при МВД России.

30. В случае доставления в органы внутренних дел лица, находящегося в состоянии наркотического опьянения или токсического отравления, оперативный дежурный обязан направить доставленное лицо в медицинское учреждение путем вызова скорой медицинской помощи.

31. В случае доставления в органы внутренних дел лица, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, указанное лицо направляется оперативным дежурным в медицинское учреждение либо в медицинский вытрезвитель, а при их отсутствии на территории обслуживания помещает данное лицо в комнату для задержанных. После вытрезвления доставленного лица с ним проводятся процессуальные действия в установленном порядке.

32. Если доставленное лицо имеет видимые травмы, телесные повреждения, а также в случае заявления с его стороны об ухудшении состояния здоровья, причинения себе телесных повреждений, покушения на самоубийство, оперативный дежурный обязан:

32.1. Вызвать скорую медицинскую помощь, до приезда которой начать оказание доврачебной помощи самостоятельно, обеспечить постоянное наблюдение за таким лицом и доложить о случившемся начальнику органа внутренних дел либо лицу, исполняющему его обязанности.

32.2. Выяснить причины и обстоятельства получения травм и телесных повреждений у лица, доставленного в дежурную часть, отразить это в составленном протоколе об административном задержании (при составлении протокола), получить от него заявление, которое зарегистрировать в Книге учета сообщений о происшествиях.

32.3. Получить письменные объяснения (рапорты) от очевидцев об обстоятельствах происшествия в случае причинения доставленным лицом себе телесных повреждений и покушения на самоубийство в помещении органа внутренних дел. О происшедшем доложить начальнику органа внутренних дел либо лицу, исполняющему его обязанности.

32.4. Принять решение о дальнейшем содержании такого лица, в зависимости от заключения медицинского работника и указания начальника органа внутренних дел либо лица, исполняющего его обязанности.

33. При обнаружении признаков скоропостижной смерти или самоубийства доставленного лица оперативный дежурный обязан:

33.1. Попытаться самостоятельно реанимировать доставленное лицо.

33.2. Вызвать скорую медицинскую помощь.

33.3. Доложить о происшедшем начальнику органа внутренних дел и в дежурную часть вышестоящего органа внутренних дел.

33.4. Проинформировать прокурора.

33.5. Принять меры к сохранению обстановки на месте происшествия до прибытия лица, которому поручено проведение соответствующей проверки.

VII. Порядок и формы контроля

за исполнением обязанностей

и реализацией прав милицией после доставления граждан

в дежурные части

34. Текущий контроль за исполнением обязанностей и реализацией прав милицией после доставления граждан в дежурные части осуществляется должностными лицами органов внутренних дел, ответственными за организацию работы дежурных частей.

35. Начальник органа внутренних дел несет персональную ответственность за исполнение обязанностей и реализацию прав милиции соответствующими должностными лицами после доставления граждан в дежурные части.

36. Оперативный дежурный несет персональную ответственность за соблюдение сроков и порядка совершения предусмотренных настоящим Наставлением действий.

Персональная ответственность оперативного дежурного определяется в его должностной инструкции в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

37. Текущий контроль осуществляется путем проверок соблюдения и исполнения настоящего Наставления и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

38. Руководители МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, органов внутренних дел на транспорте, органов внутренних дел на закрытых территориях и режимных объектах организуют и осуществляют контроль за исполнением обязанностей и реализацией прав милиции соответствующими должностными лицами подчиненных подразделений после доставления граждан в дежурные части.

39. Контроль за полнотой и качеством исполнения обязанностей и реализацией прав милицией после доставления граждан в дежурные части включает в себя проведение проверок, выявление и устранение нарушений установленного порядка совершения предусмотренных настоящим Наставлением действий, прав лиц, доставленных в дежурные части, рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращения заявителей, содержащих жалобы на решения, действия (бездействие) должностных лиц подразделений органов внутренних дел.

40. Перечень должностных лиц, осуществляющих контроль за соблюдением оперативным дежурным сроков и порядка совершения предусмотренных настоящим Наставлением действий, устанавливается приказом начальника соответствующего органа внутренних дел.

41. В целях осуществления контроля за исполнением обязанностей и реализацией прав милицией после доставления граждан в дежурные части, в установленном порядке могут проводиться плановые и внеплановые проверки.

42. По результатам проведенных проверок в случае выявления нарушений установленного порядка совершения предусмотренных настоящим Наставлением действий, рассмотрения, принятия решений и подготовки ответов на обращения, содержащие жалобы на решения, действия (бездействие) должностных лиц, прав лиц, доставленных в дежурные части, осуществляется привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

VIII. Порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов внутренних дел, решений, принятых ими в ходе исполнения обязанностей и реализации прав милицией после доставления граждан в дежурные части

43. Доставленные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации могут обжаловать действия (бездействия) должностных лиц органов внутренних дел, решения, принятые ими в ходе исполнения обязанностей и реализации прав милицией после доставления граждан в дежурные части, в досудебном порядке вышестоящему должностному лицу органов внутренних дел, в вышестоящий орган внутренних дел, прокурору или в суд.

44. Рассмотрение обращений доставленных лиц в органы внутренних дел осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" 31 .

45. Регистрация и рассмотрение письменных обращений граждан осуществляется в порядке, установленном Инструкцией по работе с обращениями граждан в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от 22 сентября 2006 г. N 750 32 .

46. Ответственность сотрудников органов внутренних дел за нарушение настоящего Наставления наступает в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России.

______________________

1 Далее - "уполномоченные должностные лица".

2 Далее - "граждане" или "лица", если не установлено иное.

3 Далее - "дежурные части".

4 Далее - "оперативный дежурный".

5 Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 13, ст. 1447; 2001, N 7, ст. 607; N 51, ст. 4824; 2004, N 24, ст. 2334; 2005, N 15, ст. 1273; 2007, N 7, ст. 829.

6 Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 9, ст. 1011; 2006, N 43, ст. 4411.

7 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 18, ст. 1721; N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4295; 2003, N 27, ст. 2700, 2708, 2717; N 46, ст. 4434, 4440; N 50, ст. 4847, 4855; 2004, N 30, ст. 3095; N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3529, 3533; 2005, N 1, ст. 9, 13, 40, 45; N 10, ст. 763; N 13, ст. 1075, 1077; N 19, ст. 1752; N 27, ст.2719, 2721; N 30, ст.3104, 3131; N40, ст. 3986; N50, ст. 5247; N52, ст. 5596; 2006, N 1, ст. 4, 10; N 2, ст. 172; N 6, ст. 636; N 10, ст. 1067; N 12, ст. 1234; N 17, ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 19, ст. 2066; N 23, ст. 2380, 2385; N 28, ст. 2975; N 30, ст. 3287; N 31, ст. 3420, 3432, 3438, 3452; N 45, ст. 4641; N 50, ст. 5279, 5281; N52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21, 29; N 15, ст. 1743; N 16, ст. 1825; N 26, ст. 3089; N 30, ст. 3755; N 31, ст. 4001, 4007, 4008, 4009, 4015; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; N 49, ст. 6034, 6065; N 50, ст. 6246; 2008, N 10 (ч. I), ст. 896; N 18, ст. 1941; N 20, ст. 2251, ст. 2259; N 29(ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. I), ст. 3582,3601,3604.

8 Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 1998, N 22, ст. 2332; N 26, ст. 3012; 1999, N7, ст. 871, 873; N 11, ст. 1255; N 12, ст. 1407; N 28, ст. 3489, 3490, 3491; 2001, N 11, ст. 1002; N 13, ст. 1140; N 26, ст. 2587; N 33, ст. 3424; N 47, ст. 4404, 4405; N 53, ст. 5028; 2002, N 10, ст. 966; N 11, ст. 1021; N 19, ст. 1793, 1795; N 26, ст. 2518; N 30, ст. 3020, 3029; N 44, ст. 4298; 2003, N 11, ст. 954; N 15, ст. 1304; N 27, ст. 2708, 2712; N 28, ст. 2880; N 50, ст. 4848, 4855; 2004, N 30, ст. 3091, 3092, 3096; 2005, N 1, ст. 1, 13; N 30, ст. 3104; N 52, ст. 5574; 2006, N 2, ст. 176; N 31, ст. 3452; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 46; N 16, ст. 1822, 1826; N 21, ст. 2456; N31, ст. 4000, ст. 4008, 4011; N 45, ст. 5429; N 49, ст. 6079, N 50, ст. 6248.

9 Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N52, ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; N 30, ст. 3015, 3020, 3029; N 44, ст. 4298; 2003, N 27, ст. 2700, 2706; N27, ст. 2708; N28, ст. 2880; N 50, ст. 4847; 2004, N 17, ст. 1585; 2004, N 27, ст. 2711; N 49, ст. 4853; 2005, N 1, ст. 13; N 23, ст. 2200; 2006, N 3, ст. 277; N 10, ст. 1070; N 23, ст. 2379; N 28, ст. 2975, 2976; N 31, ст. 3452; 2007, N 1, ст. 46; N 16, ст. 1827; N 18, ст. 2118; N 24, ст. 2830, 2833; N 31, ст. 4008, 4011; N 41, ст. 4845.

10 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 16, ст. 503; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 360; N 32, ст. 1231; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1666; 2000, N 46, ст. 4537; 2002, N 18, ст. 1721; 2003, N 2, ст. 167; N 27, ст. 2700; 2005, N 19, ст. 1752.

11 Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 7, ст. 617; 2007, N 31, ст. 4011.

12 Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 2, ст. 74; 1999, N 28, ст. 3466; 2000, N 32, ст. 3336; 2001, N 7, ст. 614; N 32, ст. 3317; 2002, N 28, ст. 2785; N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 160; N 27 (ч. I), ст. 2700, N 52 (ч. I), ст. 5038; 2004, N 17, ст. 1588; N 25, ст. 2484; N 35, ст. 3607; N 51, ст. 5128; 2005, N 19, ст. 1749; N 30 (ч. I), ст. 3104; 2006, N 29, ст. 3123; N 31 (ч. I), ст. 3427; 2007, N 1 (ч. I), ст. 40; N 6, ст. 683; 2007, N 10, ст. 1151; 2007, N 16, ст. 1828.

13 Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2000, N 31, ст. 3205; N 25, ст. 2728; 2001, N 7, ст. 608; 2002, N 16, ст. 1601; N 19, ст. 1792; N 30, ст. 3024; N 50, ст. 4930; 2003, N 27 (ч. II), ст. 2709; 2004, N 25, ст. 2484; N 50, ст. 4950; 2005, N 1 (ч. I), ст. 17, 25; N 30 (ч. I), ст. 3104; 2006, N 1, ст. 10, 13, 14; N 23, ст. 2380; N 29, ст. 3124; N 30, ст. 3287; N 31 (ч. I), ст. 3427, 3452; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; N 10, ст. 1151; N 13, ст. 1464; N 18, ст. 2117; N 21, ст. 2455; N 26, ст. 3074; N 30, ст. 3747, 3805, 3808; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553, 5556.

14 Собрание законодательства Российской Федерации 2003, N 40, ст. 3822; 2004, N 25, ст. 2484; N 33, ст. 3368; 2005, N 1 (ч. I), ст. 9, 12, 17, 25, 37; N 17, ст. 1480; N 27, ст. 2708; N 30 (ч. I), ст. 3104, 3108; N 42, ст. 4216; 2006, N 1, ст. 9, 10, 17; N 6, ст. 636; N 8, ст. 852; N 23, ст. 2380; N 30, ст. 3296; N 31 (ч. I), ст. 3427, 3452; N 43, ст. 4412; N 49 (ч. I), ст. 5088; N 50, ст. 5279; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; N 10, ст. 1151; N 21, ст. 2455; N 25, ст. 2977; N 26, ст. 3074; N 30, ст. 3801; N 43, ст. 5084; N 45, ст. 5430; N46, ст. 5553, 5556.

15 Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 49, ст. 5497; 1998, N 26, ст. 3005; 2005, N 30 (ч. I), ст. 3104; 2006, N 6, ст. 636; N 29, ст. 3125.

16 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992, N 30, ст. 1792; 1993, N 17, ст. 606; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 26, ст. 2399; 1999, N 29, ст. 3690; 2000, N 26, ст. 2736; 2001, N 51, ст. 4834; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 15, ст. 1278; 2007, N 10, ст. 1151; N 31, ст. 4011.

17 Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 51, ст. 6270; 2004, N 25, ст. 2481; N 35, ст. 3607; N 49, ст. 4841, 4843; 2005, N 8, ст. 604; N 15, ст. 1278; 2006, N 11, ст. 1147; 2007, N 10, ст. 1151.

18 Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 158; 2001, N 52 (ч. I), ст. 4924; 2002, N 46, ст. 4531.

19 Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 47, ст. 4472; 1999, N 7, ст. 878; 2000, N 2, ст. 140; 2001, N 53 (ч. I), ст. 5018; 2002, N 26, ст. 2523; 2002, N 30, ст. 3029; 2002, N 40, ст. 3853; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 29, ст. 2906; 2005, N 45, ст. 4586; 2007, N 10, ст. 1151; N 24, ст. 2830; N 31, ст. 4011.

20 Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 15, ст. 1269; 2000, N 46, ст. 4537; 2003, N 27, ст. 2700; 2006, N 31, ст. 3452.

21 Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 3, ст. 167; 2001, N 53 (ч. I), ст. 5030; 2002, N 28, ст. 2790; N 52 (ч. I), ст. 5132; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; N 52 (ч. I), ст. 5038; 2004, N 27, ст. 2711; N 33, ст. 3370; N 49, ст. 4844; 2006, N 31 (ч. I), ст. 3427; 2007, N 10, ст. 1151; 2007, N 16, ст. 1829; N 30, ст. 3804; N 31, ст. 4011.

22 Далее - "КоАП".

23 Далее - "доставленное лицо".

24 Выписка из нормативных правовых актов о лицах, обладающих неприкосновенностью, приведена в приложении N 1 к настоящему Наставлению.

25 Рекомендуемый образец и правила ведения Книги учета лиц, доставленных в дежурную часть органа внутренних дел, приведены в приложении N 2 к настоящему Наставлению.

26 Часть 2 статьи 2.5 КоАП.

27 Далее - "комната для проведения процессуальных действий с доставленными лицами".

28 Обязанность ответов на телефонные звонки может быть возложена на специально выделенных сотрудников (работников).

29 Далее - "иностранные граждане", если не установлено иное.

30 Приказ МВД России, Минюста России, Минздрава России, Минэкономики России, ГТК России, ФСБ России, ФПС России от 9 ноября 1999 г. N 840/320/388/472/726/530/585 (по заключению Минюста России в государственной регистрации не нуждается - письмо Минюста России от 19 февраля 2002 г. N 07/1599-ЮД).

31 Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060.

32 Зарегистрирован в Минюсте России 15 ноября 2006 г., регистрационный N 8487.

Приложение N 1 к Наставлению

Выписка из нормативных правовых актов о лицах,

обладающих неприкосновенностью

1. Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью1.

Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента Российской Федерации, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру, если указанные действия осуществляются в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий Президента Российской Федерации.

Неприкосновенность Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку 2 .

2. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации не могут быть привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку 3 .

3. Гарантии депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации 4 .

В случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами.

Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

4. Гарантии осуществления полномочий депутата, выборного должностного лица органа местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации 5 .

Гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.

Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

Зарегистрированный кандидат в депутаты органов местного самоуправления не может быть на территории муниципального образования привлечен к уголовной ответственности, задержан, арестован или подвергнут мерам административного наказания, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации. Меры пресечения или иные уголовно-процессуальные меры на территории муниципального образования могут быть применены к кандидату только по постановлению суда 6 .

5. Судья Конституционного Суда Российской Федерации неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи Конституционного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом и федеральным законом о статусе судей 7 .

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе после прекращения его полномочий, за мнение, выраженное им при рассмотрении дела в Конституционном Суде Российской Федерации, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность данного судьи в преступном злоупотреблении своими полномочиями.

Судья неприкосновенен. Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений).

Судья, задержанный по подозрению совершения преступления или иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению.

Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей 8 .

6. На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии неприкосновенности судей, установленные Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и иными федеральными законами 9 .

7. На народного заседателя и членов его семьи в период осуществления им правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей, установленные Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" 10 .

8. Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя органов прокуратуры, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления 11 .

9. При исполнении сотрудником органов федеральной службы безопасности служебных обязанностей не допускаются его привод, задержание, личный досмотр и досмотр его вещей, а также досмотр личного и используемого им транспорта без официального представителя органов федеральной службы безопасности или решения суда 12 .

10. Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты Российской Федерации не могут быть задержаны, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия той палаты Федерального Собрания Российской Федерации, которая их назначила на должность в Счетную палату 13 .

11. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.

В случае задержания Уполномоченного на месте преступления должностное лицо, произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную Думу, которая должна принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры. При неполучении в течение 24 часов согласия Государственной Думы на задержание Уполномоченный должен быть немедленно освобожден 14 .

12. Обладает неприкосновенностью иностранный гражданин, пользующийся иммунитетом в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и члены его семьи.

1 Конституция Российской Федерации.

2 Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. N 12-ФЗ "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи".

3 Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

4 Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации).

5 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

6 Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления".

7 Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации".

8 Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей Российской Федерации".

9 Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации".

10 Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 37-ФЗ "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации".

11 Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

12 Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности".

13 Федеральный закон от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".

14 Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".

Приложение N 3 к Наставлению

Сведения о местонахождении МВД России, почтовом адресе и приемной МВД России, режиме приема и работы, электронном адресе

Место нахождения:

Министерство внутренних дел Российской Федерации - ул. Житная, дом 16, Москва.

Почтовый адрес для направления обращений:

Министерство внутренних дел Российской Федерации - ул. Житная, дом 16, Москва, 119049.

Приемная Министерства внутренних дел Российской Федерации - ул. Садово-Сухаревская, дом 11, Москва.

Прием граждан в МВД России:

Понедельник - пятница, 9.00 - 17.00

Суббота 10.00-13.00

Воскресенье - выходной день.

Электронный адрес для направления обращений в МВД России, ДРО МВД России, а также информация о месте нахождения МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации, почтовом и электронном адресах для направления обращений, контактных телефонах размещена на официальном сайте МВД России: www.mvd.ru.

Последние новости