...Десять ростовских комбайнов Acros 530, шурша "белшиновской" резиной, трогаются с площадки Гомельского облагросервиса. Этим российским машинам предстоит дорога в Калинковичский район, где они разойдутся по хозяйствам. Еще 20 таких же машин Ростсельмаша накануне разъехались по другим районам Гомельщины. В ближайшие дни яркие силуэты "ростовчан" появятся на белорусских полях.
Первые белорусские экипажи по всей Гомельщине уже заняты освоением новеньких российских зерноуборочных комплексов. Вообще-то наряду с гомельским "Полесьем" ростовский "Дон" испокон веку являлся обязательным элементом белорусского сельскохозяйственного пейзажа. В советские времена редкое хозяйство не имело этот комбайн, многие работают по сей день. Acros 530, формально является наследником старых "Донов", но не слишком-то сохранил сходство - как внешнее, так и внутреннее. Радикально изменился дизайн. Но для механизаторов не это главное. Машина по крышу набита электроникой, кабина комфортная, есть кондиционер и даже холодильник для напитков...
Директор КСУП "Острожанка" Лельчицкого района Николай Коноплич - один из руководителей, в чьи хозяйства в эти дни прибыли "Акросы".
- В работе пока не видел, как зерновые дойдут - посмотрим, что за техника. Но внешне, конечно, производит хорошее впечатление! Опять же, колеса широкие, проходимость повышенная, для нас это важно...
Собственно, это первые ростовские комбайны нового поколения, которые проданы в Беларусь после 2006 года. Что дальше? Следует ли ждать новых партий?
В белорусском минсельхозпроде не скрывают, что хотели бы вдобавок к этим 30 "Акросам" получить еще, по меньшей мере, 120, чтобы использовать их уже в нынешнем сезоне. Однако о перспективах этой сделки пока говорят осторожно и сдержанно. Разумеется, все опять упирается в деньги.
Цена вопроса - около полумиллиарда российских рублей. Сумма для белорусских аграриев очень внушительная - равно как и для бюджета, из которого оказывается поддержка сельхозпроизводителя при покупке техники.
Создание эффективного и доступного по цене комбайна - извечная мечта аграриев. Комбайны экономкласса не всегда блещут производственными показателями, а производительные и экономичные в эксплуатации машины обычно недешевы. Понятно желание сдвинуть баланс в сторону уменьшения цены при хорошем качестве. Напомню, именно это было одной из целей белорусско-российской программы "Союзный комбайн". Импортозамещающее производство доступных и экономичных "союзных" машин должно было пополнить парк сельхоз-предприятий, обеспечить работой десятки тысяч человек. В частности, предполагалось, что удастся снизить затраты на производство техники за счет кооперации между машиностроительными предприятиями Беларуси и России. Увы, по всем параметрам эффективный проект развивается гораздо медленнее, чем планировалось, и на деле существует преимущественно в виде большого количества бумаг. Однако на продолжение надежда есть - несколько совместно произведенных белорусами и россиянами машин сегодня проходят испытания на полях России. Осенью прошлого года белорусский Премьер-министр Сергей Сидорский и ростовский губернатор Владимир Чуб встречались на "Ростсельмаше". Строили планы, просчитывали взаимные выгоды. Сошлись на том, что нет необходимости каждому самостоятельно производить комплектующие, если можно наладить обмен. И механизм работал: "Гомсельмаш" поставлял в Ростов мосты для колес, ростовчане везли в Гомель молотильные барабаны. Именно - работал. Сегодня, к сожалению, кооперационные отношения между главными производителями сельхозтехники в Беларуси и России сошли на нет.
Вряд ли менеджерам "Гомсельмаша" и "Ростсельмаша" нужно объяснять, чем выгодна кооперация на союзном пространстве. Возможно, в данном случае проблема в том, что оба предприятия не могут определиться со статусом по отношению друг к другу - партнеры они или конкуренты. Хотя, думается, эти два понятия вполне совместимы - если не разграничивать рынок, а общими усилиями делать машины мирового класса. К тому же не следует забывать уроки 90-х: терять экономические связи - быстро и просто, а восстанавливать - тяжело, дорого и долго.