В понедельник Бюджетная комиссия правительства и Госдумы рассмотрит в "нулевом чтении" основные параметры бюджета на 2010-2012 годы.
Однако поддержать предприятия реального сектора, региональные бюджеты и население можно не только через расходы федеральной казны, но и мерами налоговой политики, считает председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев. О налоговых новациях он рассказал в интервью "Российской газете".
Российская газета: Правда ли, что в Госдуме готовится инициатива о налоге "на богатых"?
Юрий Васильев: Речь идет о налоге на недвижимость, который заменит существующие налоги на имущество граждан, а также на имущество организаций и земельный налог.
Предполагается, что платежи для более состоятельных граждан, владеющих дорогой недвижимостью, будут существенно выше, чем для небогатых слоев. Введение этого налога позволит создать реальные стабильные источники пополнения региональных и местных бюджетов, у которых проблемы с пополнением носят хронический характер. Замечу, что на поступления от такого налога практически не влияет экономическая конъюнктура.
Налог на недвижимость скорее всего будет принят уже в следующем году.
РГ: А подоходный налог меняться будет?
Васильев: Мы считаем, что "плоская" шкала подоходного налога (она составляет для всех граждан 13 процентов) сыграла важную роль в повышении собираемости этого налога и борьбе с зарплатными схемами. И отменяться она не будет.
Однако определенные послабления по уплате этого налога для малообеспеченных граждан, надеюсь, произойдут. Мы будем настаивать на том, чтобы от подоходного налога освобождались граждане, чьи доходы ниже прожиточного минимума. Ведь если государство не обеспечивает своему гражданину прожиточный минимум, то оно не имеет морального права требовать от него уплаты подоходного налога.
Еще один блок новаций по подоходному налогу - увеличение социальных и имущественных вычетов из подоходного налога (то есть тех, которые получают граждане на покупку жилья, оплату учебы и лечения) с учетом темпов инфляции.
Будет принят и закон, предусматривающий частичное освобождение от обложения подоходным налогом доходов граждан, инвестирующих в фондовый рынок. Кроме того, они получат возможность переносить на будущее убытки при реализации ценных бумаг. Эта мера особенно важна в условиях кризиса. По оценкам аналитиков, объем сбережений граждан составляет более 3 триллионов рублей, и надо сделать так, чтобы эти деньги не лежали мертвым грузом, а работали.
РГ: Может ли бизнес рассчитывать на какие-то налоговые преференции?
Васильев: Понятно, что при планируемом дефиците бюджета возможности по снижению налогов ограничены. И, например, вопрос об уменьшении ставки НДС не рассматривается. Тем не менее мы предлагаем меры, которые позволят упростить возврат этих платежей для предприятий-экспортеров.
Сейчас сложные процедуры возмещения НДС, а порой и невозможность получить его приводят к тому, что огромные средства налогоплательщиков на длительное время "замораживаются", а иногда и просто теряются. В то же время механически сократить сроки проверки налоговой декларации невозможно: когда многие предприниматели применяют схемы неправомерного возмещения НДС, это приведет к потерям федерального бюджета. Вместо этого мы предлагаем ввести заявительный порядок возмещения налога, когда решение о возврате НДС должно приниматься сразу же после подачи налоговой декларации.
Доступ к такой ускоренной процедуре должны получить все налогоплательщики. Но и у государства должны быть гарантии возврата НДС налогоплательщиками, которые нарушают основания для возмещения. Поэтому для разных категорий налогоплательщиков могут быть установлены различные условия доступа к ускоренной процедуре. Так, крупнейшие и наиболее надежные налогоплательщики, параметры финансовой деятельности которых отвечают определенным критериям, смогут применять ее без каких-либо дополнительных оговорок. А все остальные смогут пользоваться ускоренным возмещением только при наличии банковской гарантии.
Еще одна новация касается проблемы так называемого обременения бизнеса. Дело в том, что при развитии нового бизнеса на определенной территории региональные или муниципальные власти часто предъявляют к предпринимателям дополнительные требования о постройке объектов инфраструктуры - дорог, мостов, детских садов, школ и коммунальных сетей. Эти затраты довольно велики. Чтобы снизить нагрузку на бизнес, мы предлагаем дать возможность уменьшать по таким расходам налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
Для поддержки малого бизнеса, напомню, принят закон, отменяющий обязательное применение контрольно-кассовой техники предприятиями, перешедшими на уплату единого налога на вмененный доход. А благодаря закону, расширяющему доступ к упрощенной системе налогообложения для малого бизнеса, его разрешено применять к предпринимателям с годовым доходом до 60 миллионов рублей. На такое льготное налогообложение смогут перейти до 35 тысяч малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.
РГ: Верстать бюджет-2010 будет нелегко. Часть расходов наверняка придется сократить. А на чем, по-вашему, нельзя экономить даже в кризис?
Васильев: Уже известно, что основными приоритетами останутся повышение пенсий, образование, демографические проекты, здравоохранение.
Исходя из этих приоритетов мы пересматривали и бюджет 2009 года. Так, расходы по социальным обязательствам государства были не только не сокращены, но даже увеличены. Затраты на заработную плату, стипендии, медикаменты, пенсии составят в этом году 4,3 триллиона рублей, и они выше прошлогодних на 30,4 процента. При этом еще на 33,9 миллиарда рублей был увеличен объем дополнительной финансовой помощи бюджетам регионов по социальной поддержке и оказанию услуг безработным гражданам.
Но без господдержки не должны также остаться обеспечение обороноспособности и безопасности, реализация космических программ, создание системы ГЛОНАСС, поддержка сбалансированности региональных бюджетов, подготовка к крупнейшим международным форумам - Олимпиаде-2014 в Сочи, саммиту АТЭС во Владивостоке в 2012 году и Универсиаде в Казани.
Конкретные цифры пока назвать сложно.