30.07.2009 01:59
    Поделиться

    Таганрогу подарили квартиру Фаины Раневской

    Домик Солженицына мы уже потеряли. Какова судьба дома Раневской?

    Мэрия Таганрога получила в дар для будущего музея Фаины Раневской квартиру. Но распорядиться подарком по назначению не спешит.

    Муля, не нервируй меня

    Дом Фаины Раневской знает в Таганроге каждый. Двухэтажный провинциальный особнячок в стиле тихого приморского города, где все так и пронизано прелестью ауры очень хороших живших здесь когда-то людей. Год назад здесь появилась еще одна достопримечательность: перед домиком актрисы, теперь вечно живая, стоит она сама, под зонтиком, строгая и прямая. И если смотреть издалека, то поневоле переносишься в прошлый век: живет и дышит старый особнячок, и дама с зонтиком вот-вот войдет в него. Здесь до сих пор многое напоминает о прошлом, и, бродя по комнатам с высоченными, под пять метров, потолками, легко представить жизнь маленькой Фаины, чья впечатлительность и драматический талант зрели в этих стенах.

    В советские времена особняк семьи Раневской, одной из самых состоятельных в Таганроге (отец Фаины - Гирша Фельдман был старостой Таганрогской хоральной синагоги, основателем приюта для престарелых евреев, имел немало других общественных должностей), превратился в обычный жилой дом с коммунальными квартирами. Одна семья живет в столовой, другая - в спальне и детской будущей знаменитой актрисы. Сейчас особняк Раневской - памятник культуры регионального значения, входящий в реестр объектов культурного наследия.

    Разговоры о том, что в Таганроге нужно создать музей Фаины Раневской, ведутся уже много лет. Но дело застопорилось из-за того, что жильцы дома, узнав о блестящей перспективе, желали получить при освобождении площадей максимальные дивиденды. И чем реальнее становилась идея создания музея, тем больше росли аппетиты владельцев квадратных метров.

    Но у города не было средств удовлетворить их запросы.

    Музею подарили комнату

    И вдруг неожиданный ход. Один из предпринимателей выкупает целую квартиру - и дарит ее городу. Ту самую, где, по словам жильцов, были кабинет и приемная для посетителей отца Фаины Раневской. Позже просторная комната была поделена перегородками - для комнат и спален. Новый владелец первым делом сделал ремонт, освободив помещение от "новоделовских" перегородок. При этом, следуя охранной грамоте, при ремонте не тронул ни одну деталь, касающуюся памяти Раневской. Стерев пыль с подоконника и с трудом открыв рамы - их тоже менять было нельзя, - мне продемонстрировали даже тот самый шпингалет, которым маленькая озорная Фаина колола орехи. Еще я постояла на широком свободном балкончике, куда, по легенде, возвращавшаяся из школы девочка решительно закидывала прямо с улицы портфель.

    Казалось бы, вот оно, решение проблемы, осталось только перевезти на подаренную жилплощадь раритеты, переданные самой Раневской в дар городу, в котором она родилась, и открыть двери нового музея. Тем более что тропа сюда гостей города не зарастает. Об этом свидетельствует бывший владелец квартиры № 5, профессор Николай Заграй, который самолично реконструировал старый камин. Профессор, осаждаемый посетителями, все эти годы инициировал создание музея Фаины Раневской. Даже гостевую книгу завел, и, по его рассказам, актер Сергей Юрский отметился тут с визитом!

    Не делать легче, чем делать

    Сразу после неожиданного подарка, за день до официального заседания городской думы, состоялось внеочередное заседание постоянной комиссии по строительству, градорегулированию и муниципальной собственности.

    - Комиссия рассмотрела вопрос о передаче квартиры № 5 общей площадью 67,8 квадратных метра в доме Раневской из частной собственности в муниципальную, - рассказала пресс-секретарь думы Наталья Кривчук.

    - Если говорить об остальных квартирах, то переговоры идут, но пока довольно сложно, - говорит заместитель главы администрации города Юрий Лакаев, - никак не можем договориться с остальными владельцами о стоимости квартир.

    Теперь на втором этаже осталась лишь одна занятая квартира - там прописана одна женщина, но живет она в другом месте. Между тем состояние ее жилья вызывает большую тревогу: оно постепенно приходит в негодность, ведь не отапливается, на той половине вообще нет ни воды, ни газа. В нижней квартире также по-прежнему живет семья. Муж и жена развелись и отгородились друг от друга стеной, расселить их тоже проблема.

    Глава городской думы Таганрога Юрий Стефанов считает, что можно создать музей и в одной квартире.

    В любом случае толчок должен дать отдел культуры города.

    Но только тут, пожалуй, не спешат: "Нам сначала нужно достойно отметить 150-летний юбилей Чехова, на что направлены сейчас все силы. А потом, скорее всего, поэтапно начнем заниматься музеем Раневской, - сказали в отделе культуры Таганрога. - Надо решить много технических вопросов. В частности, перевести жилой фонд в нежилой. Решить вопрос, будет ли музей областной или муниципальный? В нашем музее хранятся вещи семьи Раневской. Но экспонаты - собственность музея, и так запросто их не перенесешь в другой музей.

    Потом нужно сносить более поздние перегородки, восстанавливать лестницу, бывшие дверные проемы, реставрировать внутренний интерьер. В одной квартире музея быть не может. Федеральный закон об организации музеев предусматривает, что должен быть единый вход".

    С этими доводами не согласен председатель регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кожин:

    - Насколько мне известно, многие музеи начинались именно с одной квартиры. В свое время музей-квартира Пушкина в Петербурге на Мойке располагался всего в одной комнате. Музей Маяковского - когда-то тоже была сохранена лишь та комната, где застрелился поэт. Там сохранили кушетку, стол, стул. А потом музей вырос в гигантский комплекс, с витиеватыми лестницами и переходами, где проходят все концерты. Вспомним эйфорию по Солженицыну, как серьезно, на самом высоком уровне, рассматривали вопрос о создании в его доме музея, а сейчас как отшептали. Живущие там люди отгородились от всех, и от посетителей тоже, потому что устали от обещаний. От домика Солженицына уже осталась ровно половина, все остальное перестроено и переделано жильцами, которые хотят жить в комфорте. Упущено время, когда можно было еще что-то сделать, и сегодня это утраченный объект.

    Тем временем

    Таганрог облетела новость: у скульптуры Раневской умыкнули сумочку. Обидели всенародную любимицу! Памятник великой актрисе стоит в центре города, возле особняка, где Фаина Георгиевна провела свое детство и юность. Все узнают в бронзовой дамочке с зонтиком эксцентричную Лялю из фильма "Подкидыш". Ридикюль тоже был неотъемлемой частью образа. И вдруг пропал!

    - Кто сказал, что сумочку отпилили злоумышленники? - негодует начальник пресс-службы УВД Таганрога Роман Ледодаев. - Ее забрал скульптор на реставрацию.

    - Сумочка болталась на честном слове. Видно, кто-то хотел ее все-таки открутить, да не смог, - говорит автор памятника Давид Бегалов. - А она могла упасть и разбить гранитную плиту. Ридикюль-то бронзовый! Вот я и забрал его, чтоб отреставрировать. Открутил специальный потайной болтик и снял сумочку. Я ж эту скульптуру делал и знаю ее секреты.

    Кроме сумочки скульптор будет реставрировать и ручку от зонтика - тоже лакомый кусочек для сборщиков металла. Как сообщили в администрации Таганрога, в скором времени в рамках программы "Безопасный город" все памятники архитектуры возьмут под видеонаблюдение. В том числе и домик Раневской.

    Поделиться