06.08.2009 01:55
    Поделиться

    На Кубани детская школа искусств спасла от вымирания заброшенный поселок

    Детская школа искусств спасла от вымирания заброшенный поселок

    Впервые Мезмайскую школу традиционных народных ремесел Апшеронского района краевые парламентарии официально признали культурным достоянием региона. За время ее существования население горного поселка увеличилось наполовину.

    Из столицы - в глубинку

    Мезмай - это триста километров от Краснодара, значительная часть пути приходится на петляющие горные дороги. Корреспондентов "РГ", отправившихся на встречу с культурно-демографическим чудом, встретила сказочная красота снежных вершин и ущелий, покрытых реликтовыми пихтовыми лесами. Здесь все ярко и крупно: лесные ромашки невероятных размеров, удивительно живописные колокольчики - как на детских рисунках.

    - В начале 1990-х годов дома в Мезмае стояли заколоченными, - рассказывает наш проводник Вячеслав, молодой предприниматель, бросивший свой бизнес на "большой земле", чтобы вернуться в родную глубинку. - Работы не было, у детей - никаких перспектив. Но пять лет назад сюда из разных городов - Санкт-Петербурга, Москвы, Новосибирска, Ростова и Краснодара - приехали семьи художников. И все изменилось.

    Жизнь поселка, который сначала прославили фестивали бардовской песни, на сто восемьдесят градусов развернулась к лучшему, когда построили церковь и детскую школу традиционных казачьих ремесел. О Мезмае теперь знают и за границей, благодаря выставкам местных уникальных сувениров. Практически все семьи в поселке - многодетные. У бывших питерцев - семьи Кича - четверо сыновей, а у некоторых даже по шестеро ребятишек.

    Здесь что ни человек - то самородок. И у каждого своя удивительная судьба. Любой проведет к дому Михаила Скворцова, создателя той самой детской школы народных ремесел. Его беленая хата стоит прямо во дворе одного из школьных корпусов, затейливо украшенных дозорными башенками из горного камня.

    Благословение лейтенанта Павлова

    В самый разгар 1990-х годов Скворцов, будучи преуспевающим председателем краевого Союза художников, оставил город, бросил карьеру и переехал в лесную глухомань. На вопрос "почему?" отвечает так:

    - Однажды оглянулся на свою жизнь и понял: успех, деньги - это все пыль у обочины дороги. Ведь самого главного в ней так и не случилось.

    Художник приехал в Мезмай, где когда-то жил его дед. Тогда в поселке можно было встретить потомков знаменитых кубанских династий ремесленников. Рядышком, в станице Темнолесской, тоже в свое время трудились целые поколения искусных кузнецов и резчиков по дереву. Их предками были казаки и сосланные еще в старину польские шляхтичи. Умельцы вплоть до самой смерти работали в своих кузнях и мастерских.

    - Собрались старики, загудели как улей: "Вот ты, Михаил, сюда приехал - а дальше что делать будешь?" - вспоминает Скворцов. - А я от прежней богемной жизни еще не остыл, разогрела она меня как железо, докрасна. Размечтался о том, как построю в лесу свою творческую дачу с фонтанами и будут художники со всего мира ко мне в гости приезжать. Спросил старых мастеров, с чего бы они начали. А они ответили, что построили бы храм.

    И почувствовал себя известный художник рядом с ними слишком суетным. Посмотрел на кирпич, купленный для собственной лесной виллы и... пошел к главе поселковой администрации.

    - Говорю ему: хочу церковь у вас построить, - продолжает рассказ Михаил Скворцов. - А он мне в ответ: зачем? У нас, дескать, нет верующих, в поселке бывшие зэки живут, которые лес рубили.

    Тогда художник отправился по мезмайским дворам, прихватив тетрадь в клеточку. Собрал подписи в защиту строительства храма. Подписались все, включая супругу главы, кроме трех закоренелых атеистов. За благословением отправился в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Оказалось, что старец Кирилл, у которого Скворцов попросил духовного наставления, в мирской жизни был Героем Советского Союза лейтенантом Павловым. Однофамильцем знаменитого сталинградского защитника.

    - Именно он сказал мне самые главные слова, которые окончательно и бесповоротно изменили мою жизнь, - говорит Скворцов. - Я понял, что жил как в беспамятстве.

    Хор единомышленников

    Кроме храма Скворцов построил в Мезмае мастерские. Они стали первичной базой для детской школы традиционных народных ремесел. Сейчас в поселке 105 детей, половина из них - "скворчата". Так прозвали тех, кто учится в необычной школе искусств. Самому маленькому ученику четыре года. Готовят здесь мастеров по разным направлениям: кузнечному и гончарному делу, работе с камнем, ткачеству, обработке кожи, резьбе по дереву, керамике и другим, традиционным на Кубани, ремеслам. Дальше мезмайцы продолжают образование в санкт-петербургском и краснодарском художественных вузах. С ними школа заключила договоры о сотрудничестве.

    - А когда только начинали, в крае даже такого понятия в учебных программах не было - "традиционное народное ремесло", - говорит Скворцов. - Пришлось искать и педагогов.

    В Мезмай и станицу Темнолесскую Скворцов за последние годы переманил тридцать мастеровых русских семей из разных регионов. Теперь в поселке звучит уже не соло, а целый хор единомышленников. Художник показал нам настоящую кузню, которую вместе со своими учениками реконструировал по старинному образцу. В ней пахнет горькой полынью. А на стенах своеобразного музея ремесла вырезаны фамилии старинных кузнечных династий.

    Волшебный горшок

    Не один год мезмайская школа искусств боролась за свой статус. Ведь от него зависели перспективы учеников. В поселке тогда не насчитывалось положенных двух тысяч жителей и официально был разрешен только кружок дополнительного образования. Чтобы решить проблему, Скворцов обратился за помощью к народному артисту России, руководителю Кубанского казачьего хора Виктору Захарченко. Маэстро лежал в больнице с тяжелой травмой после автомобильной аварии. Как только чуть поправился, приехал в Мезмай. Передвигаясь на костылях, Захарченко лично осмотрел школу и предложил включить ее в качестве отделения экспериментальной школы народного искусства при хоре. Помогла и поддержка Людмилы Путиной, с которой Скворцов встретился на одной из выставок в Анапе. В январе 2005 года школа наконец приобрела статус самостоятельного муниципального образовательного учреждения. С того момента "скворчата" из глухого горного поселка со своими рушниками, глиняными "глэчиками", кубанской кованью и другими редкой красоты сувенирами начали ездить по всему миру. В разных уголках России и зарубежья выставки проводились 70 раз.

    Вышло так, что эти глиняные горшки и подковы принесли Мезмаю настоящую удачу. В поселок потянулась толпа любопытствующих туристов. Началось строительство гостиниц. Теперь умельцы мечтают о создании своего этнографического комплекса и обустройстве асфальтовой дороги к Мезмаю.

    - Если человек знает свои корни, он и другим интересен, - уверен Михаил Скворцов.

    В душный город мы возвращались неохотно, увозя с собой подаренный на память коврик, вытканный теплыми детскими руками. Цветочная лесная радуга рассыпалась на нем яркими осколками.

    Мнение

    Наталья Пугачева, руководитель краевого департамента культуры:

    - На Кубани принят краевой закон "О государственной политике в сфере сохранения и развития традиционной народной культуры", в котором четко даны все определения, в том числе и традиционного ремесла. А защита и поддержка народной культуры заявлена в качестве одной из приоритетных задач всех уровней власти. Недавно, в соответствии с положением, разработанным в рамках этого закона, официально признаны коллективы, которые считаются особо ценными объектами культурного достояния Кубани. В их числе - Детская школа искусств традиционных народных ремесел поселка Мезмай.

    Поделиться