Английские юристы лишили свою королеву Елизавету II одной из главных традиций - запрета поворачиваться к ней спиной, когда визитер, завершив свою аудиенцию, удаляется восвояси. Обоснование звучит весьма убедительно: если уходящий, пятясь, упадет, то, будучи травмированным, он вправе вчинить судебный иск королеве.
Действующие в Британии законы и инструкции по защите здоровья и безопасности граждан предусматривают именно такую возможность. Правда, лично министр юстиции Ее Величества, он же лорд-канцлер Джек Стро, обещал оставить старую традицию "де-факто" в неприкосновенности во время предстоящей церемонии торжественного открытия новой сессии парламента. Таким образом, лорд-канцлер, подав текст речи королеве, будет, как и прежде, отходить от ее трона спиной вперед, да при этом еще и подниматься по высоким ступеням.
Казалось бы, зачем вообще спорить о такой старой и выглядящей сегодня нелепой традиции?
Однако, прежде чем дать согласие на данную реформу, королева долго колебалась. Прежние традиции и без того падают одна за другой. Вот уже и палату лордов грозят переодеть, отменив парики и средневековое облачение под предлогом смехотворности всех этих "ряженых". Но монарх в Британии - это, помимо прочего, защитник традиций. И потому Елизавете II было не до смеха.
С тех пор как после гибели принцессы Дианы с легкой руки премьера Тони Блэра британская монархия была провозглашена "народной", все смешалось в доме Виндзоров. Первым "святотатством" в отношении незыблемых монарших традиций стало решение приспустить флаг Букингемского дворца, хотя никогда в истории не дозволялось это делать во время присутствия монарха в резиденции. Но так решил народ в знак скорби по Диане, и королеве предписано было подчиниться.
Второй существенной переменой явилось то, что правительство стало весьма жестко прописывать Ее Величеству, как и на что тратить ей средства из госказны. В частности, недавно кабинет отказал королеве в средствах на ремонт ее дворцов, многие из которых уже в прямом смысле слова осыпаются, роняя известку на головы проходящих.
Но то ли еще будет, когда к власти придет правительство консерваторов? Лидер пока еще находящихся в оппозиции тори Дэвид Кэмерон несколько лет назад выступил с программой радикального "реформирования королевы".
Он заявил о необходимости лишить британского монарха ряда его важнейших полномочий. А именно: права объявлять войну и посылать войска на чужеземные территории, заключать международные и европейские соглашения, производить структурные изменения в правительстве. Однако, предложив столь серьезные подвижки, Кэмерон "наехал" отнюдь не на Ее Величество, а на британское правительство и премьера. Именно они, как известно, руководят государством от имени и по поручению монарха. Сама же королева реальной политической властью не обладает.
Консерваторы под предводительством Кэмерона настаивают на том, что предложенные конституционные реформы ограничили бы отнюдь не власть монарха, а становящиеся все более безграничными полномочия правительства. На такие "персональные прерогативы" власти монарха, как право распускать парламент и назначать главу правительства, консерваторы отнюдь не покушаются. "Я преданный сторонник конституционной монархии", - заявил Дэвид Кэмерон, в очередной раз присягнув тем самым королеве. И есть все основания полагать, что его поддержат такие же, как он, многочисленные конституционные монархисты.
Однако кто бы ни пришел в Британии к власти, ясно одно: к монархам былого почтения уже нет. Им диктуют новые правила поведения, и эти правила короли и королевы вынуждены будут послушно исполнять.