Юрий и Григорий Ореховы выдвинуты на союзную премию

Продолжается обсуждение номинантов на премию Союзного государства в области литературы и искусства. От России представлены скульпторы Юрий Орехов (посмертно) и Григорий Орехов - авторы памятника Александру Пушкину в Минске.

Корреспондент "СОЮЗа" взял интервью у Григория Орехова, генерального директора Фонда содействия скульпторам России "Скульптор". С раннего детства Григорий находился рядом с отцом - с Юрием Григорьевичем, принимал участие в его творчестве. В 2004 году он открыл на собственные средства в Москве художественный музей, посвященный отцу, замечательному скульптору поколения шестидесятников, народному художнику России, академику Юрию Орехову. В музей превращена часть старинного особняка, расположеного в одном из тихих московских переулков.

Наш разговор и проходил в этом музее, рядом с мастерской, дающей представление о титаническом труде скульптора Юрия Орехова. Здесь собраны инструменты, которыми работал мастер, оборудование, которое создавалось по проектам скульптора. В 80-е годы мастерская Орехова считалась одной из лучших оборудованных в Москве, но мастерская не входит в музейный комплекс, а продолжает выполнять функцию рабочего помещения. Здесь сегодня работают молодые талантливые мастера.

Фамильные корни Ореховых уходят в глубь веков. Дед, прадеды и прапрадеды были кузнецами.

Интерес к творчеству проявился у Юрия Орехова в раннем детстве благодаря воспитанию матери: она любила рисовать. А первым профессиональным учителем рисования стал его школьный преподаватель Константин Скороходов - выпускник Строгановского училища. В его кружок нельзя было записаться, а можно было прийти только по приглашению Скороходова. Он сам выбирал лучших учеников.

- Педагог увидел, как отец рисует, и посоветовал ему поступить в институт, - рассказывает Григорий Орехов. - Он пошел в Строгановку на факультет, связанный с металлом. Но, когда вывесили списки абитуриентов, не нашел свою фамилию. Друзья ему сказали, что он - в списках монументальной скульптуры. Так началась его карьера.

- У вашего отца несколько памятников Пушкину. Как они создавались?

- Отец очень любил Пушкина, перечитывал его произведения. Отец начинал работу над образом поэта, сделав портрет Александра Сергеевича на мраморной колонне. Позже он вернулся к его образу в камне. Он любил Пушкина и всякий раз с радостью возвращался к его образу, а потом создал памятник Пушкина и для Минска.

- Как бы вы определили направление творчества скульптора Юрия Орехова?

- Он был приверженцем классической школы, но при этом не критиковал другие направления. В Академии художеств в последнее время он отстаивал позицию, чтобы академиком мог стать талантливый скульптор, а не ждать смерти другого академика. Отец вставал в 6 утра и сразу шел в мастерскую, работал там до 23 часов вечера. Он был трудоголиком. Когда ему говорили: "Юра, отдохни!", он отвечал: "От чего отдыхать?".

- Что было в планах у него?

- Памятник Лемешеву в роли Ленского, который должны были установить в Москве, в Серебряном Бору. Я готов поставить этот памятник безвозмездно.

- Когда был создан Музей имени Юрия Орехова?

- В 2004-м. Экспозиция в нем постоянная. Мне пришла идея создать музей имени отца, потому что осталось много его работ. Я создал премию имени Юрия Орехова, которой поощряются молодые скульпторы. Каждый год мы проводим награждение самых талантливых студентов в области скульптуры, дарим им "Золотой орешек". Грецкий орех был символом отца, он его изображал на своих скульптурах. Эта премия стала престижной и проводится в пятый раз.

- Каким было его творческое завещание?

- Он хотел, чтобы в его мастерской работала молодежь. Наш фонд "Скульптор" помогает молодым талантам безвозмездно. Сегодня для молодых - время тяжелое.

- Самая, на ваш взгляд, выдающаяся работа вашего отца?

- Скульптурный ансамбль писателю Лескову в Орле, памятники Пушкину в Минске и Вене, десять мраморных скульптур в Мраморном зале Кремля. Они все выполнены из целого куска мрамора руками скульптора. Такая работа для мастера очень значима. Отец делал скульптуры вместе с моим покойным братом Юрием Юрьевичем и за это получил Ленинскую премию, при этом отец никогда не состоял в партии, но никогда не оставался без работы. Высоко оценена его работа над барельефами храма Христа Спасителя. Здесь скульпторы пришли к единому пониманию стиля и почерка.

- Вы номинируетесь на премию Союзного государства вместе с отцом. Какое участие вы принимали в создании памятника Пушкину, установленному в Минске?

- Я был помощником, но, считаю, что автор произведения - отец. Мне приятно, что этот памятник номинирован на такую авторитетную премию, тем самым отмечен высокий уровень работы. Памятник Пушкину в белорусской столице - одна из самых любимых работ отца.

Дословно

Владимир Цигаль, народный художник СССР, академик:

- Я часто заходил в мастерскую к Юре. Со станков на меня поглядывали портреты не знакомых мне лиц, которые он лепил по фотографиям, женские фигуры, проекты новых памятников. Но Пушкина среди них не было. И вдруг зашел как-то, а Пушкин уже в сюртуке... Наверное, устав от душевных беспокойств, академической суеты, сполохов сварки, грохота отбойных молотков, все время копилось у него в душе что-то возвышенное, светлое, искренное и стремилось высвободиться на волю. Этим возвышенным был Пушкин.

Александр Бурганов, скульптор, кандидат искусствоведения:

- Именно к счастливчикам я отношу Юрия Орехова... Он построил дворец в Кремле с фигурами из белого мрамора, вдохновенно возрождал храм Христа, взяв на себя труд явить всему миру лик Богородицы. Он работал в той квартире, где некогда трудился великий Репин, а за его столом собиралась вся наша семья - разные, совершенно не похожие друг на друга художники. Юрий Орехов - это замечательное явление русской культуры... Он создал легкий неповториймый стиль искусства ваяния, который присущ только ему.