Август уже страшно называть "черным" и "трагическим". Легко раздавать эпитеты, когда ты уверен - это преходяще. И что в следущем году или пусть хоть в десятилетии цепь надолго запоминающихся катастроф прервется, трагедии не повторятся.
Но этот август снова принес ошеломительные катастрофы - падение самолетов, управляемых асами, авария на Саяно-Шушенской ГЭС и цепочка других трагедий, как будто кто-то включил дополнительный счетчик на такие события. О причинах августовских катастроф и о том, как относиться к ним, - наш разговор с экспертами.
Известный политолог Глеб Павловский недавно признался, что никогда не уходит в августе в отпуск. Именно потому, что август отмечен событиями, меняющими либо политическую сцену, либо наше восприятие актуальных сюжетов бытия.
Однако он скептически относится к мистическим причинам августовских катастроф.
Скептически к ним относятся даже церковные люди.
- Не обращать внимания на даты, совпадения, гороскопы, это самая трезвая позиция, - считает известный богослов, диакон Андрей Кураев. - Лучше думать о технике безопасности. И помнить, что на фоне катастрофы октября 1917 года все остальное - мелочи.
В конце 1980-х на экраны вышел знаковый фильм "Остановился поезд", где дотошный герой Олега Борисова приучал нас к расставанию с привычной интепретацией героического объяснения всех аварий. Надо въедливо искать конкретные причины и виноватых, а не героизировать тех, кто стал причиной аварии, но погиб. Казалось, все обыденные логики давно склонились к этому, только самолеты всё падают и падают, поезда останавливаются и останавливаются.
- Ситуация такова, что приходится ужасаться не падению самолетов, а тому, что они до сих пор летают при том, что им четверть века, - считает о. Андрей Кураев. - Уже давно прозвучали прогнозы, не пророков и астрологов, но ученых: на конец 2010 х годов придется волна техногенных катастроф. Техническая модернизация - вещь, забытая с советских времен, поэтому удивляться нечему.
На возможное действие таинственных сил, которые пока не может разгадать наука, ссылается известный историк культуры Григорий Померанц.
- Может быть, их можно разгадать лишь при помощи иных, ненаучных методов, оставшихся забытыми. У многих народов, в культурах которых не так развито понятийно-логическое мышление, со всей его громоздскостью, остается способность предугадывать катастрофы. Их чувствуют даже животные. Японцы держат в аквариуме рыбок, которые предсказывают землятрясения.
Григорий Померанц не может объяснить, почему именно в августе сгущаются катастрофы. Но верит в способность пробиться за рамки повседневности и научиться предвидеть их. Но это, по его мнению, требует выхода за рамки научного принципа - отбрасывать все сомнительное. По его мнению, открытия, объясняющие изобилие катастроф в августе, могут быть, например, в астрофизике.
- Есть масса немистических причин того, что в августе бывает больше крупных, заметных бедствий, - уверен, политолог Глеб Павловский.
- Во-первых, в августе любое событие заметнее, потому что событий мало - время отпусков. Что касается войн, то они тоже часто начинаются летом по совершенно практическим соображениям - нужна внезапность. А лето - это время, когда заканчивается сезон и подводятся итоги, люди готовятся к новым осенне-зимним трудностям. Образуется некая седловина спада между двумя половинками года. То же самое с терактами, - считает он. - Поскольку террор - это своего рода театр, то он как раз открывает свой сезон к началу возвращения людей из отпусков. В этом случае трагическое событие сильнее бьет по нервам.
Поскольку в мире миллионы людей склонны сверять свою жизнь с астрономическими прогнозами, то те, кто ищет мистику, ее обязательно найдут, уверен Глеб Павловский. Но, по его мнению, такие гипотезы избыточны.
- Гораздо важнее, что в августе происходит перезагрузка нашего сознания, наших приоритетов. Ведь летом нас отпускает осенне-зимне-весенний конвейер, и у нас есть возможность задуматься: а то ли мы делаем? Туда ли мы идем? Это "задумывание" сказывается на нашем поведении в начале сезона.
Поэтому, возвращаясь из отпуска и обнаруживая политическую или любую другую сцену изменившейся, мы должны понимать, что эта перемена наполовину состоит из особенностей человеческого восприятия.
Похоже, мы сталкиваемся в августе не с дурной мистикой, но с таким серьезным горизонтом человеческого бытия, как искусство и мужество жить во времени. Где время - не формальная шкала, не повод для работы секундомера, а содержательная категория. Когда мы говорим "поменялись времена", мы как раз имеем в виду содержание времени.
- В нашей культуре мы слишком полагаемся на ественный ход событий, на русское "авось", - считает Глеб Павловский. - И поэтому часто бываем захваченными врасплох, как нам кажется, неожиданными и роковыми событиями. Но, как правило, в половине случаев эти роковые события нетрудно было предусмотреть.