24.08.2009 14:04
    Поделиться

    В Россию привезли хоругви из царского храма

    В начале сентября в Россию будут доставлены личные реликвии семьи последнего российского императора - хоругвь с иконой Казанской Божьей матери и хоругвь с иконой князя Александра Невского.

    По сообщениям, до 1917-го года они находились в иконостасе Федоровского собора в Царском селе. После революции иконы из собора были распроданы за границу и утеряны, небольшое их количество было отправлено на хранение в Музей истории религии в Санкт-Петербурге.

    Хоругви были обнаружены в одной из коллекций в Голландии, проведенные экспертизы подтвердили подлинность реликвий. Выкупленные российским бизнесменом, они будут выставлены в Екатеринбурге 13 сентября.

    12 сентября архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий отслужит молебен перед ними в Храме-на-Крови, а после этого вокруг храма пройдет Крестный ход. 13 сентября хоругви будут выставлены в Храме-на-Крови, чтобы любой верующий мог их видеть. Затем хоругви будут перевезены в Москву, после 18 сентября их можно будет видеть в Доме Иконы на Спиридоновке.

    - Для охраны выкупленных за 20 миллионов долларов икон будут предприняты беспрецедентные меры. Сотрудники Дома Иконы подготовили для их хранения специальные пуленепробиваемые саркофаги, - говорится в сообщении Екатеринбургской епархии.

    Междцу тем в Живом журнале известного богослова, диакона Андрея Кураева разразилась дискуссия по поводу раздуваемой сенсационности приобретения.

    Несмотря на указания некоторых журналистов "ведь именно перед ними молились Николай II и вся царская семья накануне страшного дня - 17 августа 1917 г., когда Романовых под арестом увезли на казнь в Екатеринбург", о. Андрей Кураев недоумевает "Что за странная дата? 17 августа Семья уже давно была в Тобольске. Уехали туда они 1 августа.

    Открываю дневник Государя: "17-го августа. Четверг. Дивный день; в тени было 19°, а на балконе 36°. У Алексея болела рука. Провели утром час в саду, днём - два часа. Вчера начал читать "L"ile enchantee". Вечером играли в домино: Аликс, Татьяна, Боткин и я. Во время чая прошла сильная гроза. Ночь была лунная".

    Все. Никаких хоругвей в этот день. Ни одна хоругвь вообще не упоминается в дневнике Государя.

    Но если даже эти хоругви были в храме, куда пусть и не в этот день Семья зашла перед отъездом - откуда видно, что молились не на иконы, а на хоругви? Перед хоругвями вообще не молятся. Молятся перед иконами.

    Накануне отъезда Император пишет, что молился перед Знаменской иконой (30 июля). Казанская икона и тем более хоругвь с нею не упоминается.

    За 27 лет жизни и служения в Церкви я ничего не слышал о почитании хоругвей из Царского Села. Для проверки я позвонил священнику в Царское Село. Как я и предполагал, и он не в курсе, что ему положено было горевать о пропаже "великих святынь" и ликовать по поводу их возвращения".

    По мнению о. Андрея, не из чего не видно, что это реликвии.

    Кроме того, о. Андрея поразила огромная цена покупки.

    "Хоругви прекрасны, не спорю. Но они не стоят 20 миллионов. Точнее говоря, 20 миллионов долларов могли бы стоить гораздо больше, чем две иконки. Чтобы понять этого, надо сравнить бюджет церковной больницы св. Алексия и цену колокольного звона".

    о. Андрей задает вопрос: даже если это святыни - почему все русские реликвии должны быть в России?

    "Порой им легче сохраниться за нашими границами. Пусть они там будут свидетелями православия.

    Реликвий нам вообще то более чем хватает. Молись - не хочу! Если добавится еще одна - стране от этого лучше не будет и святости церковной тоже не прибавится".

    Он также обращает внимание на праведность богатств, от которых сегодня жертвуют на храм.

    И ссылается на св. Иоанна Златоуста: "Давать милостыню от неправедного богатства - все равно что дохлого осла возложить на жертвенник".

    И на внятное "Святительское поучение новопоставленному священнику", конца 13 века:

    "В церкви не принеси приноса от татий и властитель немилосерд, ни от корчемника, волхва, игрьца и злобника или томя челядь свою гладъмь и ранами".

    По мнению о. Андрея Кураева, если уж и тратить большие деньги на церковные нужды, то нужно находить из церковных нужд наиболее актуальные.

    "Ну, не было у Церкви осознанной нужды в возвращении этих неизвестных и забытых хоругвей. А были и есть многие иные нужды, для которых эти деньги были бы весьма уместны."

    Тем более, что хоругви скорее всего останутся в личной собственности купившего их бизнесмена.

    Поделиться