Руководитель Федеральной налоговой службы Михаил Мокрецов рассказал в интервью члену президиума Ассоциации юристов России Михаилу Барщевскому, какими он видит справедливые налоги.
Поправки к поправленному
Михаил Барщевский : Налоговое законодательство меняется чересчур часто. Эти законы очень некомфортны, непонятны, запутаны, дают возможность двойного рассмотрения. Это порождает правовой нигилизм? Собираетесь ли вы, как глава ведомства, что-то менять?
Михаил Мокрецов : Абсолютно с вами согласен. Но мы не являемся субъектом законодательной инициативы. Налоговую политику определяет минфин, а мы исполняем то законодательство, которое сложилось. Его нестабильность создает и для нас массу проблем. Мы неоднократно высказывали минфину свое мнение, что пора оставить то, что есть, не надо ничего улучшать. Складывается правоприменение, по сути дела созданы прецеденты. У нас не прецедентное право, но мы ориентируемся на решения судов и пытаемся таким образом придавать законодательству какую-то стабильность.
Барщевский : Сколько человек у вас работают?
Мокрецов : 180 тысяч человек. Ведомство очень большое.
Барщевский : Согласитесь ли вы с утверждением, что налоговое законодательство и налоговики, не вашего уровня, а ниже, очень часто используются для рейдерских захватов?
Мокрецов : Нет, не соглашусь. Потому что для того, чтобы использовать налоговика для рейдерских захватов, надо понять, какую роль он может выполнять.
Барщевский : Побольше насчитал, обанкротили, забрали.
Мокрецов : В делах о банкротстве Налоговая служба выступает уполномоченным органом и представляет Российскую Федерацию. Соответственно, мы, как кредиторы, и отвечаем за исполнение должником обязательства перед бюджетом. Для того чтобы продавать активы, существует процедура оценки, и мы, как участники "клуба" кредиторов, естественно смотрим, кем проведена оценка, как она проведена, какова стоимость предположительной продажи. Если в этой процедуре госсобственность, то подключается уже Росимущество. Затем имущество продается на открытых торгах. Провести рейдерский захват через процедуру банкротства практически невозможно. Федеральная налоговая служба сталкивается с другой ситуацией. Нас, как кредиторов, зачастую пытаются вывести из участников процесса. Потому что без нас проще захватывать.
Барщевский : В судах постоянно и множественно рассматриваются споры с Федеральной налоговой службой. Есть ли у вас статистика, какой процент дел вы проигрываете?
Мокрецов : Общая картина такая. В судах 50 процентов мы выигрываем, 50 - проигрываем.
Барщевский : Это значит и по вашим искам в том числе! Наверное, по искам к вам вы проигрываете 99 процентов. Потому что по вашим искам вы выигрываете 100%.
Мокрецов : Иногда, если мы хотим создать прецедент, мы сами идем с иском в суд. Пускай мы проиграем, но нам кажется, что наша позиция правильная. Мы проходим три инстанции, вплоть до "вышки", и создаем прецедент. Мы пытаемся сформулировать некую норму, добиться стабильности законодательства.
Барщевский : В вашей службе большее значение имеют юристы или бухгалтеры?
Мокрецов : Юристы.
Барщевский : А вы кто по образованию?
Мокрецов : Я - бухгалтер.
Барщевский : Существуют две цели деятельности ФНС. Первая и основная - это пополнение бюджета. Вторая - это создание условий для роста экономики. Как вам кажется, какая цель доминирует и какая должна доминировать?
Мокрецов : Здесь нельзя говорить о доминировании одной цели, должен быть баланс интересов.
Барщевский : Баланс между волками и овцами достаточно трудно достигается в природе.
Мокрецов : Государство не допускает волчьих инстинктов в "повадках" налоговиков. Я считаю, что главное, особенно сейчас, сохранить бизнес, потому что иначе бессмысленно говорить о доходах бюджета. Будет умирать бизнес - будет сжиматься налоговая база.
Барщевский : Во всем мире налоговая служба не пользуется популярностью.
Мокрецов : Это нормально. Опыт работы налоговых администраций в мире говорит о том, что если объектами налогового контроля охвачено менее 3 процентов экономически активных элементов в государстве, то в обществе возникает ощущение бесконтрольности. Считается, что уровень напряжения, который должна создавать налоговая служба, это 3 процента экономических субъектов и в т.ч. граждан страны, которые могут попасть под ее контроль.
Барщевский : А вы на сколько процентов напрягаете?
Мокрецов : У нас ниже 3 процентов.
Барщевский : Представляю себе, как удивятся бизнесмены, читающие эти строки.
Мокрецов : Это очень просто проиллюстрировать. В позапрошлом году мы провели 115 тысяч выездных проверок. Налогоплательщиков у нас несколько миллионов.
Барщевский : Из них же половина - "пустышки".
Мокрецов : Да, половина. Но экономически активных и сдающих отчетность юридических лиц 2,3 миллиона и более 3 миллионов индивидуальных предпринимателей. Соответственно, говорить о каком-то чрезмерном контроле не приходится. Статистика подтверждает, что наша планка находится как раз на уровне, в нужной нише. И сейчас мы не стремимся ее поднимать. 115 тысяч выездных проверок было в позапрошлом году, в прошлом году провели 89 тысяч проверок.
Процент с больших доходов
Барщевский : А как вы относитесь к идее отмены плоской шкалы налогообложения граждан? Сегодня это следует делать?
Мокрецов : Положительно. Мне кажется, что обществу и его гражданам была бы понятна прогрессивная шкала. Я имею в виду, конечно, ни в коем случае, не такую ставку запредельную, как 40 процентов. Когда я об этом говорю, я думаю о двухуровневой ставке. Допустим, 13 процентов и с какого-то приличного уровня доходов - не больше 20 процентов.
Барщевский : Ваша должность больше юридическая, а вы бухгалтер. Чувствуете ли вы нехватку юридического образования или можно обходиться без него?
Мокрецов : Я с юристами часто обсуждаю различные специфические вопросы, уже нахватался. К тому же я заканчивал Ленинградский финансово-экономический институт имени Вознесенского. Там хозяйственное право преподавали очень серьезно. Многие элементы этого права сейчас реализованы в Гражданском кодексе, в других отраслях права. Эта база у меня есть. В нашей службе 17 200 человек имеют высшее юридическое образование.
Барщевский : У вас есть собственная служба безопасности?
Мокрецов : Да, есть. Но сама служба автономно, без определенных настроек и общего климата в системе, работать не сможет. Она будет выявлять какие-то факты, будет работать на упреждение, но нужно создавать общую атмосферу культа закона, уважения и самоуважения профессионала на государственной службе.
Барщевский : Не считаете ли вы нужным, чтобы налоговый инспектор отвечал рублем перед гражданином, перед налогоплательщиком за необоснованные требования?
Мокрецов : Не считаю. Приведу давний пример из жизни. Меня угораздило поучаствовать в создании одного учебника. Мне выдали гонорар. Из налоговой пришло требование - на всякий случай с предупреждением об уголовной ответственности, необходимости явиться с перечнем кучи документов. Я звоню в инспекцию, а там мне говорят, что нужно прийти и принести с собой нотариально заверенную копию паспорта, копию свидетельства о браке, копию свидетельства о рождении сына, справку о том, что мой сын учится в школе, и справку о начислении гонорара. Я не выдержал и сказал: "У меня еще кошка Муська есть. Может быть, на нее тоже справку принести?" Реакция на той стороне была просто удивительная: "Вы что над нами издеваетесь?". На что я ответил, что это они надо мной издеваются. Через месяц Виктор Алексеевич Зубков пригласил меня на службу в питерское управление. В процессе оформления в моей инспекции увидели документы, и началась паника. Я оставил это без последствий для инспектора, потому что понимал, из-за чего происходят ошибки такого рода. Во-первых, не знают, как действовать и что нужно запрашивать, во-вторых, чем ниже уровень исполнителей, тем больше они в этой ситуации себе присваивают функций и полномочий, и, в-третьих, не выстроена технология нормальной работы.
Барщевский : Неужели вы по человечески не согласны с тем, что та самая девушка, которая требовала необоснованные документы и присваивала себе полномочия, должна быть наказана рублем из зарплаты?
Мокрецов : Она не должна быть наказана, должны быть наказаны руководители, которые таким образом выстроили работу. Для таких руководителей есть набор - от лишения премий, административного наказания до удаления от должности.
Кто сократит декларации
Барщевский : Законодательство создает технические проблемы?
Мокрецов : Минфин утверждает формы всех уведомлений, квитанций, деклараций. Декларации раздуты непомерно. Декларацию по НДФЛ нормальный человек заполнить не может. В декларации, заполняемой по прибытии, содержится практически вся 25-я глава Налогового кодекса, страшная. Декларация по НДС, когда налог появился, была полторы странички, а сейчас 17 страниц. Декларации можно сократить до того уровня, который устроит и нас, и налогоплательщиков. Поэтому мы уже несколько лет говорим минфину, чтобы они отдали нам эти полномочия.
Барщевский : Вот мы с вами и возвращаемся к первому вопросу, который я задал, о том, что правовой нигилизм начинается с законодательной тупости.
Мокрецов : Конечно! Надо чтобы налогоплательщику-гражданину приходил единый налоговый документ - на землю, на автомобиль, на недвижимость. Мы хотим сделать его простым и понятным. При этом мы готовы объяснить прямо в самом документе, что налогоплательщик платит эти деньги в региональный и местный бюджеты. Чтобы человеку было понятно, что его налог будет направлен на ремонт его улицы, его парадного, школы для его ребенка. Налоги, которые он заплатил, сделают его жизнь лучше.
Федеральная налоговая служба:
127381, Москва,
Неглинная ул., 23
Общественная приемная: (495) 913-03-21