Всю прошедшую неделю российский лесной сектор обсуждал критику, прозвучавшую из уст президента в адрес Лесного кодекса. Комментируя заявление президента, СМИ ссылаются на ущемление интересов бизнеса, причем не только лесного. Так, в начале 2009 года все договоры аренды участков лесного фонда должны были быть приведены в соответствие с новым Лесным кодексом, однако многие арендаторы не укладывались в этот срок. И не только лесозаготовители, но и нефтяные, газовые, энергетические, добывающие компании и т.д., ведь на лесных землях расположено большинство объектов инфраструктуры нефтяной промышленности, включая линии электропередачи, внутрипромысловые и магистральные трубопроводы.
Но это далеко не все проблемы. Налицо вольная трактовка лесного законодательства, несоблюдение заведомо невыполнимых сроков приведения в соответствие с новым лесным законодательством плановой документации и договоров аренды, сокращение объемов производства, резкое обострение социальных проблем, рост безработицы, упадок лесного сектора в целом.
Основной целью нового лесного законодательства ставилось повышение дохода от использования лесных ресурсов, стимулирование развития лесной промышленности. И считалось, что Лесной кодекс написан в пользу тех, кому больше всего нужен лесной ресурс, - лесопромышленников, - и они, используя его возможности, получают беспрецедентные преференции. Одним из основных нововведений лесного законодательства была передача полномочий по ведению лесного хозяйства с федерального на региональный уровень, а также возложение в виде обременений (в обмен на мифические преференции) всего комплекса лесохозяйственных работ на арендатора - лесной бизнес. Т.е. бизнес на своих арендованных территориях оказался ответственным практически за все: за планирование и управление лесами, за ведение рубок, за лесовосстановление, за уход за лесом, за защиту леса от вредителей и болезней и охрану леса от пожаров, за сохранение экосистемных функций леса и т.д. При этом отсутствовали и отсутствуют сейчас какие-либо рекомендации и наставления по осуществлению этих работ. Понятно, что с подобного рода задачами могут справиться далеко не все компании, а только крупный, устойчивый, хорошо структурированный бизнес. Новое лесное законодательство поставило под угрозу само существование среднего и малого бизнеса, а ведь именно от него в большинстве случаев зависит экономическое и социальное благополучие лесных деревень и поселков.
И эти при том, что в стране разрушена система государственной охраны лесов и отсутствует система контроля за планированием и осуществлением лесопользования. Все это создает дополнительные трудности компаниям, ориентированным на экспорт своей продукции. Рынки сопредельных стран становятся все более чувствительными к вопросам подтверждения легальности древесины и продукции из нее. В США с этого года вступили в силу поправки к т.н. закону Лейси, требующие подтверждения легального происхождения всей продукции из древесины, поступающей в страну, а европарламент близок к утверждению нового законодательства по предотвращению торговли продукцией из незаконной древесины. Вместе с тем Лесной кодекс не содержит даже определения "незаконные рубки" и не предусматривает никаких механизмов их предотвращения.
Лесные специалисты, представители регионов, лесного бизнеса, науки, природоохранных организаций утверждают: Лесной кодекс нужно кардинально пересматривать или даже писать заново. Но такой пересмотр потребует времени, может быть, нескольких лет. А пока нужны поправки в действующее лесное законодательство, касающиеся устранения противоречий и несостыковок, обеспечения правовой основы для осуществления охраны лесов от незаконных рубок и для деятельности государственной лесной охраны, создания реальных стимулов к ведению интенсивного лесного хозяйства, механизмов участия заинтересованных сторон в управлении лесами, снятия ограничений для развития среднего и малого бизнеса и использования лесных ресурсов местным населением.