"Поиск врага - вот чем занимается наша пропаганда после Второй мировой войны", - такие слова произнес в одном из недавних интервью, представляя свою картину об Уго Чавесе на кинофестивале в Венеции, выдающийся американский режиссер Оливер Стоун.
Ветерана войны во Вьетнаме, трижды оскароносца, автора двух правдивых фильмов о Фиделе Кастро, запрещенных к показу в США, иногда называют совестью Голливуда. Стоун в своих ставших легендарными военных лентах "Взвод" и "Сальвадор" показал американского солдата без прикрас, рассказал о том, как жестокая война проходит по судьбам молодых американских ребят, "мясорубкой" перемалывая их души. Впрочем, фильмы Стоуна всегда стояли особняком в американской киноиндустрии.
В последние два десятилетия с началом силовых кампаний США в Персидском заливе, на деле ставшими "борьбой за нефть", вся огромная махина Голливуда нацелена на создание имиджа бравого супергероя, который без страха и сомнения очищает планету от усатых злодеев-террористов. В США давно поняли, что в сегодняшнем мире большее эмоциональное влияние имеют не печатные слова, а яркие, масштабные киноленты, которые в отличие от газет заставляют ахать и переживать людей в разных уголках света. Они внушают тем, кто привык смотреть, а не читать, веру в то, что единственный защитник мировой свободы живет в США и всегда поспеет на помощь униженным и оскорбленным.
Классические примеры таких пропагандистских картин, обласканных "Оскарами", - лента Спилберга "Спасти рядового Райана" и фильм "Перл-Харбор". Они не оставляют шанса зрителю понять, что Вторую мировую войну выиграли и спасли землю отнюдь не американские военные, а советский солдат. Американский воин представлен миру бравым и смелым человеком, идущим на выручку людям, он светоч добра и враг зла. Морально безупречен и лишь иногда позволяет себе расслабиться за стаканом виски и с любящей или любимой женщиной.
Антипод таких бравых экранных воинов воочию увидели перед собой те иракцы и афганцы, которым, к несчастью, пришлось плотно общаться с разудалыми американскими контрактниками. В начале второй иракской кампании некоторые СМИ публиковали смешные заметки об испуганных молодых янки, очутившихся за тридевять земель от дома, мечтающих в иракских песках о банке кока-колы и настоящей туалетной бумаге. Но кто, как не эти ребята, и стали карателями в иракской тюрьме "Абу-Грейб", кто, как не они, без жалости нажимали на курок.
Пытки в "Абу-Грейб", благодаря утечке от самих военных ставшие достоянием общественности, лично меня поражают не только своей изощренностью и беспощадным натурализмом. Сражает наповал та безнаказанность, вседозволенность поведения, та свобода в обращении с фотокамерой (из принципа - не боимся ничего и никого), с которыми американские контрактники, причем обоих полов, издевались над пленными, душа их и заставляя совокупляться друг с другом.
Мир увидел не просто пытки. Мир начал понимать, что интеллект такого янки-воина, воспитанного на голливудских "шедеврах", а отнюдь не на книге, простирается не дальше банки кока-колы, так утоляющей жажду в "проклятых песках".
Но если бы это было единичным случаем. Едва стихли воспоминания об иракском тюремном ужасе, как очередные "фотошедевры" заставили содрогнуться вновь. Белый дом перенес акцент борьбы с терроризмом на афганские земли. И вот, получите: новый документальный шедевр. В Интернет просочились другие снимки. В компаунде "Кэмп Салливан", расположенном прямо на территории посольства США в Афганистане, американские военные-контрактники, напиваясь на вечеринках, танцевали в голом виде, устраивали сексуальные оргии. Дошло до кощунства: охранники заставляли своих афганских коллег пить спиртное, плясать, а также принимать пищу. И это в священный для мусульман месяц Рамадан.
У тех, кто спасал рядового Райана в годы Второй мировой, было настоящее геройство. Они, пробираясь сквозь немыслимые преграды и наперекор обстоятельствам, шли, чтобы сохранить сына для матери. У тех, кто пытал пленников в Ираке и вливал спиртное в глотки афганцев в месяц Рамадан, было абсолютно другое геройство. В условиях полной безнаказанности и всевластия сделать запоминающийся снимок. Снимок антигероя, дорога которому только одна - в ад.