Москва, Ленинградский проспект, 41. В советские времена этот адрес был известен во всем мире - здесь располагался штаб ОВС Организации Варшавского договора. Теперь в престижном особняке собирается Совет министров обороны СНГ. Какие задачи решает и ставит этот "военный совет" Содружества? Об этом специально для "Российской газеты" рассказал секретарь Совета министров обороны СНГ генерал Александр Синайский.
Российская газета: Александр Сергеевич, зачем был создан такой наднациональный орган, как Совет министров обороны?
Александр Синайский: Ответ на этот вопрос лежит в недавней общей истории. После того как на месте СССР было создано Содружество Независимых Государств, встал вопрос: а как быть с единой армией? Точнее говоря, как сохранить общее военно-стратегическое пространство? В 1992 году создали Главное командование объединенными вооруженными силами на переходный период.
РГ: Переходный - пока не будут созданы национальные армии?
Синайский: Не только. Шел поиск форм сотрудничества в борьбе с общей бедой - предотвращением и урегулированием вооруженных конфликтов на территории государств Содружества. В 1993 году Главное командование было реорганизовано в Штаб по координации военного сотрудничества. В разные годы его возглавляли такие известные генералы, как В.Н. Самсонов, В.А. Прудников, В.Н. Яковлев. А с 1 января 2006 года правопреемником штаба стал секретариат Совета министров обороны.
РГ: Какие государства представлены в Совете министров обороны?
Синайский: В работе участвуют главы военных ведомств Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. Сегодня Совет возглавляет министр обороны России Анатолий Сердюков.
РГ: А грузинский министр не участвует? Ведь Грузия официально вышла из состава СНГ.
Синайский: Каждое государство вольно определять участие в тех или иных региональных объединениях. В нынешнем августе Грузия вышла из состава Содружества де-юре, и мы у себя в секретариате убрали ее флаг до лучших времен. Хотя и с грустью, ведь грузинский народ лишается огромных перспектив, которые открывает участие в Содружестве.
РГ: И в военной области у нас не осталось никаких контактов?
Синайский: Грузия осталась во многих договорах, которые сочла для себя важными. Это те многосторонние соглашения, которые она подписывала в формате Содружества.
РГ: Они и сегодня не разорваны и не денонсированы?
Синайский: Если быть точным, всего Грузия выбрала 73 соглашения, в которых она сохраняет свое участие. Надеемся, что ее контакты с Содружеством опять будут расти. Почему я и сказал: убрали флаг до лучших времен.
РГ: Вы назвали 11 государств, чьи военные министры сообща решают проблемы защиты и обороны. Случись так, что на кого-то из этих одиннадцати нападет враг, вся ли десятка придет на помощь с оружием в руках?
Синайский: В этом вопросе частенько возникает путаница. Дело в том, что в формате СНГ установлены партнерские отношения, а не союзнические. То есть прямых обязательств защищать чьи-либо интересы нет. Военное сотрудничество в этом формате развивается по трем основным направлениям: военно-политическое, военно-техническое и собственно военное.
РГ: Одна известная киногероиня говорила: "Зачем дорога, если она не ведет к храму?" Если нет обязательств по самому жизненно важному в наше беспокойное время вопросу - реальной военной помощи в случае реальной опасности, то на что надеяться участникам Содружества - на Всевышнего?
Синайский: В формате Содружества существует Организация Договора о коллективной безопасности, в которую сейчас входят 7 государств - Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Эти страны поддерживают именно союзнические отношения. И вот там есть определенные обязательства - и военно-политические, и собственно военные.
РГ: Вряд ли кто возразит, что Россия - системообразующее государство в СНГ. Она же несет основное бремя расходов. Чем компенсируется такая дополнительная нагрузка на нашего налогоплательщика, какая ему, образно говоря, польза от СНГ?
Синайский: Я часто слышу такой вопрос: может, России тоже выйти из СНГ, что тогда будет? Ничего и не будет, СНГ сразу перестанет существовать. Содружество создавалось на абсолютно добровольной основе, но роль и место в нем России настолько очевидны, что все государства заинтересованы в ней. Кровно заинтересованы в том, чтобы она сохранялась сама и сохраняла свою роль. Не все в мире измеряется исключительно материальными интересами. И Россия не меньше других заинтересована в том, чтобы Содружество развивалось и крепло. Его участники - наши ближайшие соседи, эти страны, выражаясь языком политиков, - зона наших интересов. Нам не безразлично, кто будет у наших границ - друзья и союзники или недруги.
РГ: У нас есть общие планы по оснащению армий и модернизации боевой техники?
Синайский: Основу вооружений и военной техники государств СНГ до сих пор составляет бывшая советская техника. Сейчас она модернизируется в нескольких государствах. Прежде всего в России, отчасти в Украине, Белоруссии и Казахстане. Есть такие сегменты в Узбекистане и Азербайджане. Корректируются и совместные программы по обновлению вооружений и техники.
РГ: Армии разных стран учатся действовать совместно в случае каких-либо угроз?
Синайский: Только в эти два месяца, в сентябре-октябре, мы станем свидетелями трех масштабных учений. В сентябре - заключительный этап "Боевого содружества-2009" в формате Объединенной системы ПВО СНГ. Учение проводится на территории Казахстана и на российском полигоне Ашулук. Заключительная фаза с боевой стрельбой состоится с участием министров обороны. "Боевое содружество" - традиционное учение, в котором участвуют представители восьми государств.
РГ: А на западном направлении, где к нам все ближе оказывается НАТО?
Синайский: В эти дни начались большие двусторонние учения "Запад-2009" на территории Белоруссии. Они показательны тем, что будут отрабатываться навыки действий в боевой обстановке на поле учебной войны. И одновременно высшие офицеры проведут командно-штабные учения. Еще один формат сотрудничества - учения "Взаимодействие-2009". На них учатся коллективные силы оперативного реагирования - КСОР - в рамках Организации Договора о коллективной безопасности. Один из этапов начнется в сентябре, завершатся они в середине октября на территории Казахстана.
РГ: Имеются ли у нас какие-либо рычаги, закрепленные в договорах, что оружие, которое мы вместе модернизируем, не должно быть направлено против нас? Ведь не секрет, что наши солдаты, миротворцы в Южной Осетии, погибли под ударами модернизированных советских систем залпового огня, наши самолеты были сбиты советскими же комплексами ПВО.
Синайский: Мы стараемся поставить под контроль распространение противовоздушных средств - переносных зенитно-ракетных комплексов "Игла" и "Стрела", которые сейчас находятся на вооружении практически во всех государствах Содружества. Уже принят и подписан ряд соглашений, которые позволяют контролировать продажу, передачу или, так сказать, иное попадание из одного государства в другое этих очень опасных средств.
РГ: В мире все острее угроза международного терроризма. Горький опыт Америки показал, что такое опасность террористических атак с воздуха. У нас принят закон, разрешающий сбивать гражданский самолет, если есть достаточные основания полагать, что его захватили террористы и может быть нанесен непоправимый ущерб. Этот закон скоординирован со странами СНГ?
Синайский: В рамках Содружества государства стараются сверять свою законодательную базу. Есть Межпарламентская ассамблея СНГ, где проходят экспертизу новые акты. Она находится в Санкт-Петербурге, в Таврическом дворце. И хотя такая работа идет с разной скоростью, но уже реальны модельные законы.Чаще всего инициатором их внесения выступает Россия.
Буквально на днях мы провели сборы представителей стран Содружества, отвечающих за боевое применение единой системы государственного опознавания "Пароль", в которой участвуют десять государств. Речь идет о системе опознавания "свой-чужой", что непосредственно связано с безопасностью в воздухе. Сборы проведены на базе одной из воинских частей во Владимире.
РГ: Российская армия сейчас активно реформируется. Вы даете какие-нибудь советы нашему военному ведомству исходя из опыта других армий Содружества или их опыт нам не интересен?
Синайский: Любой хороший опыт полезен. Многие государства Содружества уже сделали серьезные шаги на пути конкретных реформ. Например, Белоруссия, Казахстан. Анализируя нынешние тенденции военного строительства, я должен сказать: то, что делается в Вооруженных силах России - это, конечно, очень непривычное для нас явление, даже подчас болезненное, но оно правильное. Образно говоря, Российская армия принимает горькое, но необходимое лекарство.
Я - сторонник этих реформ, с учетом опыта других государств Содружества. Не секрет, что министр обороны России Анатолий Сердюков пользуется авторитетом среди своих коллег. Конечно же, он обменивается с ними опытом, в том числе и в проведении реформ.