Уйти с нефтяной иглы - эта задача стоит перед отечественной экономикой столько, сколько существуют современные рыночные отношения (впервые экономисты поставили вопрос об этом аж в 1995 году). В настоящее время власти делают серьезные шаги, направленные на развитие несырьевых секторов. Речь идет об использовании такого механизма, как государственные корпорации, а также методов налогового стимулирования. Эксперты говорят, что к моменту выхода страны из кризиса эти механизмы должны наконец дать некоторые плоды. Впрочем, риски в этом направлении также велики.
"Наиболее тревожным сегодня представляется тот факт, что в новой кризисной ситуации диверсификация экономики, основанная на перераспределении средств из топливно-энергетического комплекса в сектор обрабатывающей промышленности, качественно затрудняется. В условиях снижения цен на энергоносители и хронической "недоинвестированности" отрасли, ТЭК из потенциального донорского для экономики сектора превращается в дотационный", говорится в последнем докладе Института национальной стратегии. Это в самом деле так - вспомним, что первыми в начале кризиса попросили господдержку (и получили ее) именно предприятия ТЭК, на них же приходится львиная доля внешнего корпоративного долга России.
Попытки простимулировать несырьевые отрасли экономики в период кризиса с помощью налоговых льгот натолкнулась на два фактора. Во-первых, стало сразу ясно, что бюджет окажется в затруднительном состоянии, в этой ситуации регулятор крайне неохотно идет на налоговые льготы (что говорить, если минфин не жаловал какие бы то ни было льготы и до кризиса). С другой стороны, отрасли ТЭК просили налоговые льготы и их получили, и это окончательно дискредитировало идею льгот как стимула. Напомним, что были снижены экспортные пошлины на нефть, а также введены налоговые каникулы для ряда месторождений. В то же время нельзя забывать, что правительство ввело ряд налоговых льгот не только для сырьевиков. Как заявил в апреле премьер Владимир Путин, за счет налоговых льгот антикризисного характера экономика РФ дополнительно получит 600-700 млрд рублей в 2009 году. "Надо иметь в виду, что эти деньги бюджет недополучит", - подчеркнул премьер и добавил, что это осложняет решение ряда задач, но "речь идет о совершенствовании, оптимизации налоговой нагрузки".
А. Петров в работе "Налоги в 2009 году" пишет, что налоговые новшества антикризисного характера в самом деле оказались радикальными - правда, основные новшества были приняты еще в прошлом году. Так или иначе, "в новый 2009 г. мы вступаем, можно сказать без преувеличения, с новым Налоговым кодексом РФ, поскольку изменения, внесенные в него в 2008 г., касаются обеих его частей и практически всех налогов", - утверждает эксперт. Это и снижение ставки по налогу на прибыль организаций, и также возможность субъектов Российской Федерации устанавливать дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения с объектом "доходы минус расходы".
Отдельные организации теперь могут получить отсрочку или рассрочку по уплате налогов, законодатели позаботились о налогоплательщиках, которые страдают из-за того, что налоговые органы нарушают срок отмены решения о приостановлении операций по счетам, пишет А. Петров. Законодатели ускорили процесс вступления в силу отдельных "налоговых" нормативных актов. Налогоплательщикам можно не беспокоиться: законы, которые ухудшают их положение, по-прежнему не могут вводиться в действие сразу же после принятия, говорит эксперт. Изменения коснулись и порядка уплаты налоговых вычетов, и НДС, но, пожалуй, самые существенные нововведения появились в гл. 25 "Налог на прибыль" Налогового кодекса, акцентирует А. Петров. Прежде всего налоговую ставку снизили с 24 до 20 процентов. Значительно изменился порядок учета амортизируемого имущества. Поправки появились в списке доходов и расходов, подлежащих и не подлежащих налогообложению.
Единственным нетронутым налогом остался налог на имущество организаций.
Достаточно много изменений коснулось упрощенной системы налогообложения, продолжает эксперт. Так, например, применять упрощенную систему налогообложения на основе патента с 1 января 2009 г. смогут предприниматели, осуществляющие несколько видов деятельности, а не один, как это было ранее, в том числе и те предприниматели, которые в своей деятельности используют труд наемных рабочих. Кроме того, отменена обязанность ежеквартально сдавать налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Кроме того, Федеральный закон от 24.11.2008 N 208-ФЗ разрешает налогоплательщикам, состоящим на упрощенном спецрежиме, менять объект налогообложения каждый год. Так что любой налогоплательщик, применяющий УСН, может до 20 декабря уведомить налоговый орган о смене объекта налогообложения.
Трудно сказать, насколько действенными оказались эти меры: последствия финансового кризиса слишком велики, чтобы говорить о налоговых инструментах как о панацее. Да и многие эксперты считают недостаточными эти преобразования. "Требуется большая прозрачность в действиях налоговых органов, - считает экс-глава ФСФП Олег Вьюгин. - ФНС подчиняется министерству финансов, которое, по положению, несет ответственность за финансовую стабильность, включая рынки (наряду с ФСФП). Мне кажется, самым простым решением было бы согласование действий налоговой службы по отношению к крупным компаниям, являющимся лицом российской экономики, с минфином. Это чисто аппаратное, но вполне продуктивное решение". "Инвестиционный климат в России препятствует развитию экспорта", считает советник ректора Академии народного хозяйства при Правительстве России Лев Фрейнкман. По его словам, любые нетрадиционные инвестиции считаются слишком рискованными и для собственных предприятий, и для иностранных инвесторов: "Большая часть мирового экспорта сегодня - торговля промышленными товарами, которую контролируют крупные межнациональные корпорации. Если Россия или любая другая страна всерьез ставит задачу диверсификации экспорта, то стоит вопрос инвестиционного климата, привлечения иностранных инвестиций в любых формах: совместные предприятия, открытие каких-то филиалов. Если одной рукой никого сюда не пускать, пол-экономики объявлять стратегической и недоступной для иностранных инвестиций, а другой - мечтать о диверсификации, тут нестыковка. В июле Всемирный экономический форум опубликовал рейтинг закрытости экономик. 121 страна получила оценку: Россия заняла 109-е место. При этом отдельно оценивалась импортная часть и экспортная. Выясняется, что по экспорту Россия еще хуже, чем по импорту в части, сколько бумажек и безобразия надо пройти, чтобы пробиться, не говоря уже про возврат НДС".
Справедливости ради, есть и другие оценки: "В условиях финансового и экономического кризиса, как правило, отказываются от капиталоемких проектов с большим сроком окупаемости. Но в российской, да и мировой атомной энергетике пока такой тенденции не наблюдается", говорит, например, Александр Локшин, заместитель генерального директора "Росатома". К сожалению, далеко не все отрасли могут повторить эти слова.
Но не будем впадать в пессимизм. Вспомним, что 2008 год оказался в деле диверсификации все-таки прорывным, и если 2010-й, посткризисный (как многие рассчитывают), продолжит эти тенденции, ситуация будет меняться. Нам остается напомнить выводы, которые сделало аналитическое агентство Moody's ровно год назад: "Фактором, повлиявшим на повышение рейтинга, стал некоторый сдвиг к диверсификации экономики, обусловленный как внутренним спросом, так и притоком инвестиций со стороны нефтегазового сектора". Вряд ли кризис внесет в этом плане что-то новое. Основными источниками доходов России останутся нефтегазовые компании, и надежда на диверсификацию замкнута именно на них. Напомним лишь такой не имеющий прецедентов факт: именно нефтяники подняли аграрное производство - и на юге Тюменской области, и в других, несырьевых регионах - и в результате Россия встретила кризис без серьезных потерь в этом секторе хозяйства. Остается надеяться, что рост цен на российский экспорт в сочетании с последовательной политикой усиления прозрачности отношений власти и бизнеса и форсирования оправданных налоговых льгот рано или поздно дадут свои плоды.