Как Россия использует кризис для модернизации

Уже, наверное, набило оскомину утверждение о том, что кризис - это не катастрофа, а конец старой эпохи и начало новой. Что грамотный управленец воспользуется кризисом для модернизации своего бизнеса. Конечно, эта задача внятно формулируется на самом высшем уровне, о ней говорят и менеджеры, но насколько реально ее воплощение?

Чаще всего можно слышать, что кризис поможет наконец преодолеть самый важный барьер, стоящий на пути развития российского бизнеса - административный. "Бизнес должен быть освобожден от давления чиновников. Правительство продолжит снимать административные барьеры для бизнеса, являющиеся одной из причин коррупции. Будет также предложен новый комплекс мер, позволяющий малому бизнесу успешно развиваться в условиях кризиса", - считает, в частности, депутат Госдумы Алексей Розуван.

В самом деле, если посмотреть на динамику принятых законодательных актов, направленных на решение этой задачи, то, к примеру, ратификация Киотского протокола, которая теоретически открывала российским предприятиям возможность делать неплохие деньги на торговле квотами, также застряла в административных тенетах.

Административные барьеры только возросли, причем случилось это уже в разгар кризиса, особенно негативно оценили эксперты возможное привлечение к оценке проектов по протоколу дочерней структуры Сбербанка.

Наконец, если взять малый бизнес, то количество писем в нашу редакцию от представителей малого бизнеса с жалобами на поборы, необоснованные решения местных властей, да и на налоговые казусы не иссякает. Стало быть, эта часть модернизационного плана провалена.

Обратимся теперь к институтам развития, и прежде всего к Инвестиционному фонду, который был создан задолго до кризиса, но до кризиса так и не успел полноценно заработать. В последнее время появилось несколько проектов, организаторы которых робко претендуют на софинансирование из Инвестфонда. Жаль, конечно, что из-за простых формальностей Инвестфонд не заработал до кризиса (как известно, стоимость проектов оценивалась в ценах 2005-2006 годов, когда формировался Инвестфонд, индексация не предполагалась, и это оказалось роковым обстоятельством). Факт, что на антикризисный инструмент фонд претендовать вряд ли может.

Что остается? Наверное, госкорпорации, которые задумывались как мощные интеграторы бюджетных денег ради поддержки не только "монстров" промышленности, но и структуры малого бизнеса вокруг них.

В этом плане хрестоматийным примером стало создание "Роснано", хотя, по большому счету, этой госкорпорации уделяется столь пристальное и неблагожелательное внимание скорее из-за личности ее главы, Анатолия Чубайса. Как говорят эксперты, ситуация в остальных госкорпорациях не лучше.

И тем не менее про "Роснано". Как известно, высшее руководство страны сначала усомнилось, что "Роснано" в состоянии не просто двинуть вперед нанотехнологии, но и обеспечить работой малые инновационные предприятия. Затем у "Роснано" временно отняли часть бюджетных денег, которые корпорации выделили на реализацию ее задач. Недавно разработан график возврата этих денег в течение трех лет.

И одновременно пришла новость о том, что госкорпорации будут проверять с пристрастием. Займется этим Генпрокуратура. В числе объектов проверки, помимо "Роснано", "Росатом", "Ростехнологии", Внешэкономбанк, и "Олимпстрой". "Особое внимание уделяется тому, насколько законно и эффективно они расходуют бюджетные средства и госимущество. По результатам проверки будет принято решение о целесообразности дальнейшего существования госкорпораций", сообщают информационные агентства. Госкорпорации, понятное дело, держатся бодрячком.

Судя по комментариям, например, из "Олимпстроя", там к визиту из прокуратуры готовы. Представитель пресс-службы госкорпорации Александра Костерина заявила РИА Новости: "Мы уверены, что результаты проверки помогут повысить прозрачность компании в части расходования бюджетных средств, которые выделены на реализацию олимпийского проекта. Нам важно, чтобы все понимали, как эти средства расходуются. Мы государственная структура и понимаем необходимость контроля за эффективностью расходования федеральных средств. Мы понимаем ответственность, которая на нас лежит, учитывая масштабность олимпийского проекта".

Итак, все непонятно. Логика-то создания госкорпораций была понятная и правильная, так казалось. Почему бы не сосредоточить, в самом деле, в одних руках государевы средства да и не окормить ими малый бизнес? Но вот не получилось, а что не так, наверное, прокуратура и скажет.

И уж совсем грустно станет, если посмотреть на особые экономические зоны, которым, казалось бы, самое время подниматься в пору кризиса.

Нет, если посмотреть информационные ленты, так зоны и развиваются, и открываются, от резидентов отбоя нет. Но существуют они уже давно, а сколько результата принесли? Об этом можно спросить все ту же прокуратуру, которая еще осенью прошлого года констатировала чрезвычайно низкую отдачу вложенных в зоны бюджетных средств (средства идут на развитие инфраструктуры). "В ходе прокурорской проверки были установлены факты размещения средств, выделенных для развития указанных территорий, под крайне низкие процентные ставки, - говорится в сообщении прокуратуры. - Так, ОАО "Особые экономические зоны", единственным акционером которого выступает РосОЭЗ, 5 млрд рублей хранило на депозитном вкладе под 3,5 процента и 5,5 процента годовых. ОАО "ОЭЗ ТВТ "Дубна" средства размещало по депозитному договору под 3 процента годовых.

Согласно данным Счетной палаты, это значительно ниже средних ставок по аналогичным банковским операциям". Читаем дальше: "Так, за два года деятельности особой экономической зоны технического назначения, расположенной на территории г. Москвы, зарегистрировано всего 11 предпринимателей, инвестировавших средства в ее развитие. При этом свою деятельность непосредственно на территории самой особой экономической зоны осуществляет только один из них. Остальные предприниматели ведут свою экономическую деятельность вне указанной зоны.

Несмотря на это, результаты деятельности всех 11 предпринимателей суммировались РосОЭЗом в качестве показателей успешной работы особой экономической зоны, что привело к искажению представления об эффективности развития и функционирования этой территории. Аналогичная картина наблюдается и в особой экономической зоне технического назначения, созданной на территории Томска. Неблагоприятная ситуация сложилась в 7 особых экономических зонах туристско-рекреационного назначения, созданных в феврале 2007 года. В 5 из них до настоящего времени не зарегистрировано ни одного инвестора, не создано рабочих мест, объем частных инвестиций равен нулю, не производится каких-либо товаров, не построено и не сдано в эксплуатацию ни одного объекта. Одновременно с этим законодательные ограничения природоохранной и экологической направленности не позволяют начать строительство объектов туристской индустрии и различной инфраструктуры в границах туристско-рекреационной зоны Республики Бурятия и Иркутской области". Простите за длинную цитату, но уж очень хороша. Что же в итоге? К сожалению, каких-то новых, прорывных механизмов частно-государственного партнерства в период кризиса не предложено. Видимо, власти озабочены одним: выжиданием, когда кризис кончится сам, и, конечно, поиском денег для финансирования социальных обязательств. Забывать об этих обязательствах, конечно, нельзя, но кусок хлеба у пенсионера - это далеко не технологический прорыв.