- Чуть меньше года назад президент России Дмитрий Медведев и президент Франции Николя Саркози во французском Эвиане обсуждали очень актуальный для всех вопрос: куда движется мир? Тогда, осенью 2008 года, мы едва успевали следить за вскрывавшимися серьезнейшими нарушениями, которые подготовили почву для мирового финансового кризиса. Поэтому сегодня наш долг - построить новый мировой порядок, который обеспечит прочную экономическую безопасность.
Вот уже больше года Франция пропагандирует идею ответственной рыночной экономики, в которой как государство, так и участники рынка, особенно финансовые, берут на себя свою долю ответственности за экономическую политику. Несколько лет назад Франция уже представила эту идею своим крупным международным партнерам. Мы доказывали важность регулирования финансовых рынков и их прозрачности. Но тогда рынки "правили бал": не стоит, советовали нам, их пугать. Мне хорошо известно, что по экономическим вопросам мнение Франции порой воспринималось как устаревшее, тогда как идея дерегулирования была принята практически везде, и многие крупные государства модернизировались. Мы и сами осознавали громоздкость наших структур, именно поэтому для проведения амбициозной программы реформ в 2007-м президентом был избран Николя Саркози.
К числу основных реформ относилась и государственная реформа. Мы модернизировали и сжали наши административные органы: должности каждого второго уходящего на пенсию чиновника будут сокращены. Таким образом, к 2012 году нам удастся сократить 150 000 должностей в нашем государственном секторе.
Кроме этого, мы начинаем реформу органов местного самоуправления, которая должна наделить депутатов местных органов власти более четкими (по сравнению с нынешними) полномочиями. Когда разразился кризис, некоторые советовали нам прекратить модернизацию. Мы отказались. Кризис не отменяет реформы: он делает их более чем когда-либо необходимыми!
Нужно, с одной стороны, освободить экономику ради достижения роста и, с другой -модернизировать государство.
В разгар кризиса нам нужно государство, которое инвестирует в стратегические отрасли, защищает жертв кризиса, снимает социальную напряженность и содействует социальному диалогу; т.е. государство, которое регулирует силы рынка, не подавляя их, потому что без них экономический подъем невозможен.
Реформа государства никогда не означала конец государства! Нам представляется абсурдным выбирать между экономической эффективностью и социальной солидарностью, между государственной сферой и рынком. В свое время генерал де Голль отказался выбирать между нерегулируемым капитализмом и "дирижистским" социализмом. Он счел две эти крайности двумя формами уклонения от ответственности: "дирижистский" социализм, потому что в нем нет места частной инициативе, а нерегулируемый капитализм - потому что эта система стремится сконцентрировать средства в руках меньшинства, озабоченного лишь своими сиюминутными интересами, а не будущим всех. Голлизм же содержал в себе надежду на такую экономику, где каждый вправе чувствовать себя ответственным за нашу общую судьбу.
Фактически сегодняшние обстоятельства лишь подтвердили правомерность этой амбициозной цели.
Этот кризис был кризисом ответственности. Он обнажил полный отрыв от реальности, царивший в финансовом мире, где единственным правилом стало отсутствие правил.
Когда уже больше никто не способен распутать финансовые схемы, как это случилось с издержками обращения долговых обязательств в ценные бумаги, то перед нами - полная безответственность.
Когда финансовый мир замыкается на себе, когда он культивирует спекуляцию, ренту и забывает о своей исконной функции - поддержании реальной экономики, - то перед нами полная безответственность.
И когда дилеры получают умопомрачительные вознаграждения при том, что именно они привели банковские учреждения на край пропасти, то перед нами - полная безответственность.
Ответственная же рыночная экономика - это такая экономика, где государство сохраняет способность разрешать споры, регулировать и давать импульс политикам.
В октябре прошлого года мы упрочили собственные средства наших банков, никоим образом их не национализируя, и предоставили обеспечение для межбанковских ссуд, стремясь не допустить, чтобы кредитный кризис задушил предприятия и частных вкладчиков.
В ноябре мы создали стратегический инвестиционный фонд, чтобы наши предприятия не зависели от краткосрочной финансовой логики, но могли пользоваться стабильными и продуманными инвестициями. В декабре мы внедрили план оживления экономики, который временно увеличил наш дефицит, однако обеспечил подъем активности во втором квартале 2009 года, и это после целого года спада.
То, что направляет нашу деятельность, это необходимость создания "нового ВВП ", основанного на образовании, научных исследованиях, устойчивом развитии, необходимость усилить конкурентоспособность наших производственных инструментов, необходимость сконцентрировать государственные расходы в тех областях, где их экономическая и социальная доходность наиболее высока.
По многим вопросам позиции России и Франции близки. Мы очень внимательно относимся к четырем областям, которые президент Медведев особо выделил в своей речи по случаю вступления в должность, - это план четырех "И": институты, инфраструктуры, инвестиции, инновации. Мы приветствуем то, каким образом недавно он вновь заявил о необходимости успешной реализации своей масштабной программы реформ в России.
Кризис знаменует собой возвращение государства. Но государство не может вернуться в своем прежнем виде. Современное государство - это не то государство, которое замыкается в своих границах и разрабатывает краткосрочную тактику агрессивной конкуренции. Ответственная рыночная экономика - это экономика, где нет места недобросовестной конкуренции.
Это экономика, которая не подвергает опасности будущее всей планеты в угоду своему эгоизму. Это экономика, которая не отворачивается от морали. Мы предложим в Питсбурге, на встрече лидеров "большой двадцатки", чтобы регулирование бонусов осуществлялось по модели, внедрения которой мы потребовали недавно в Париже.
Для того чтобы заново определить всеобъемлющий новый экономический порядок, нам необходима сильная и стабильная Россия, открытая и гордая своей судьбой. Накануне встречи "большой двадцатки" мы должны упрочить наше многостороннее сотрудничество и расширить наше европейское взаимодействие. Европейский союз - первый клиент и первый инвестор России, потому что Европа - это та часть мира, которая в силу своей истории и своей культуры наиболее близка России. Как недавно заявил Николя Саркози, мы хотим построить между Европой и Россией "общее экономическое и гуманитарное пространство". В перспективе это означает, что между Европейским союзом и Россией установится полная свобода перемещения людей, товаров и услуг. Для осуществления этой исторической инициативы важное значение будут иметь предстоящее вступление России в ВТО и подписание усиленного соглашения с Европейским союзом. Конечно же, Франция всегда рядом с Россией, она готова всячески ее поддерживать.