Ольга Ускова: Нулевой результат от внедрения электронного документооборота

Ежегодно на внедрение электронного документооборота в госструктурах выделяются десятки миллионов долларов, которые расходуются на реализацию сотен профильных ИТ - проектов. Результат нулевой: механизм государственного управления не становится более эффективным.

Проблема в том, что внедрение электронного документооборота происходит по старым стандартам, а его суть сводится лишь к решению задачи ведомственного учета документов. В результате проще становится работать самому чиновнику. Население же и бизнес результатов подобных внедрений на себе никак не ощущают. Как и раньше, нельзя, например, заполнить форму в Интернете, чтобы получить справку или разрешение, не стоя в очередях в различных ведомственных структурах. По сути, сегодня предлагается внедрять продукты, опирающиеся на стандарты десятилетней давности. Как будто мы не знаем, что в развитых странах применяются совсем иные подходы к автоматизации. Например, в основе одного из таких подходов лежит понятие документооборота форм. Его суть в приведении к единому национальному стандарту форм документов, которые должны заполнять граждане и бизнес-структуры, взаимодействуя с государственными организациями при оформлении необходимых им документов. Если, например, нужно получить загранпаспорт, то достаточно заполнить заявление на сайте ОВИРа, а затем просто забрать готовый паспорт после получения извещения о его готовности, как в Германии и США.

Самое неприятное, что в России существует большое количество инновационных разработок, как нормативных, так и технологических, позволяющих сделать системы электронного документооборота гораздо более эффективными. Об этих разработках неоднократно докладывалось руководству профильных ведомств, но никакой реакции с их стороны не последовало. Так в прошлом году на круглом столе в Институте современного развития была предложена Концепция документооборота форм опирающаяся на отечественные инновации. В ее рамках предлагалось создание единого госреестра форм документов, включая их классификацию и приведение к единым образцам. Это позволило бы в десятки раз ускорить процесс оформления документов, что ежегодно экономило бы для страны около 150 млрд. рублей. Таким образом, мы смогли бы реально перейти к созданию <электронного правительства>, о необходимости которого так долго говорится. Сейчас в полной мере создать электронное правительство невозможно, поскольку не решены многие вопросы законодательного оформления электронных документов, но ускорить и упростить процесс оформления бумажных документов можно уже сейчас.

Существует и большое количество инновационных разработок, позволяющих преобразовать электронный документооборот в развитую автоматизированную систему управления, позволяющую заменить человека на многих рутинных операциях. Эти разработки дают системам электронного документооборота возможность не только регистрировать документы, но понимать их содержание и принимать самостоятельные решения по организации работы с ними. Так современная система электронного документооборота способна будет понять, какой документ к ней поступил, отправить этот документ на исполнение нужному сотруднику, определить срок отчета об окончании работы с документами. Более того, она сможет соотносить документ с комплексом других документов по данному вопросу, и даже самостоятельно составлять ответы на различные запросы. Именно на эти инновационные возможности следует ориентироваться при внедрении электронного документооборота в российских органах власти, а не продолжать делать все по старым стандартам.

Внедрение подобных технологий не только повышает эффективность работы системы госуправления, но и во многом решает проблему противодействия коррупции, поскольку во многом минимизируют человеческий фактор на пути нормативно-юридического прохождения решения. И очень жаль, что "государственные мужи" предпочитают вести дело по старинке. А это все равно, что ездить на Жигулях 40-летней давности в окружении современных автомобилей.

На сайте опубликована полная версия статьи