30.09.2009 23:43
    Поделиться

    В Прикамье подземные пустоты могут стать причиной разрушительных катастроф

    Из 160 тысяч квадратных километров, которые занимает Пермский край, активные карстовые процессы происходят на площади в 30 тысяч.

    Карст как природный процесс коварен своей непредсказуемостью. Но об этом свойстве, как правило, вспоминают только в момент очередного провала.

    Коварные недра

    Жители Кунгура гордятся знаменитой Ледяной пещерой, которая представляет из себя классическую карстовую полость. Возможно, жить на территории, где идут активные карстовые процессы, - это особый экстрим. Но важно скрупулезно анализировать природные процессы и на основе этого анализа делать точные прогнозы. Иначе провалы разной глубины и разных размеров застанут нас врасплох.

    Если карст "разъедает" территорию, свободную от промышленных объектов, жилья, коммуникаций, он довольно безопасен. Однако карст начинает вести себя агрессивно и на территориях городских и сельских поселений - под воздействием техногенных факторов.

    В Кунгурском, Кишертском, Полазненском, Добрянском районах самый опасный вид карста - сульфатный. Он ведет "подрывную" работу в недрах земли скрытно и незаметно. А подтопления канализационными стоками, утечки горячей воды из городских коммунальных сетей провоцируют хрупкий и чувствительный к воздействию человека карст.

    В Кунгуре провалы чаще всего возникают на месте бывших коммуникаций. Например, провал около Центральной городской больницы, как установлено благодаря данным архива городского краеведческого музея, образовался в августе этого года на месте дореволюционного колодца. Появление таких ямок довольно легко объяснить и даже предсказать.

    А вот провал на дороге через деревню Филипповку для сотрудников Кунгурской лаборатории - стационара Горного института УрО РАН РФ - стал абсолютно неожиданным. Согласно геофизическим исследованиям, деревня до сих пор считалась безопасным местом. Однако в последний раз они проводились в 1940-х годах уже прошлого века.

    Провалы на проезжей части Кунгурские городские коммунальные службы засыпают щебенкой. Через месяц-два рядом с засыпанным местом начинает предательски проваливаться асфальт, намекая на далеко идущие последствия. Еще более грозные сигналы - трещины на фасадах Кунгурских жилых домов. За два года, что минуло с момента появления трещин в 45-м доме по улице Коммуны, муниципалитет при помощи краевого бюджета выстроил для расселения жителей новый дом. Но карст за это время стал активней. В 2009 году трещины зазмеились на фасадах домов на улице Крупской, Труда, Степана Разина, Мира.

    Сигналы природы

    Засыпать щебенкой провал, замазать трещину - это лишь временная штопка одеяния, которое трещит по всем швам. Городское поселение не в силах в одиночку решить проблему. Даже при помощи находящейся с 1948 года в Кунгуре лаборатории Горного института.

    - Сотрудники за свой счет выезжают на место провала, фиксируют, заносят в карты, обследуют, - говорит заведующий лабораторией Николай Панчуков, - но не больше. Так как системы постоянных наблюдений в крае просто нет. Для проведения в Кунгуре исследований развития опасных зон на объекте, мониторинга процесса, разработки средств диагностирования, покупку аппаратуры требуется около 2,8 миллиона рублей.

    После образования провала на руднике Первого рудоуправления ОАО "Уралкалий" в 2006 году мы вздрогнули по-настоящему. Карст заставил заговорить о нем и о нашей зависимости от процессов, происходящих по своим тайным законам. Впрочем, соляной карст на Верхнекамском месторождении более предсказуем, чем сульфатный, так как возникает в случае техногенных аварий. При этом образование карстовой полости, а затем и провала на земной поверхности происходит в течение восьми-десяти месяцев. За состоянием провала на руднике ученые Горного института ведут постоянные мониторинговые наблюдения. Директор института Александр Барях констатирует, что процесс развития провала стабилизировался с октября 2008 года. Можно с облегчением вздохнуть? Нельзя.

    Сегодня мы озадачены наследием 1990 х, когда обветшали коммунальные сети в городах, когда начали лопаться газо-, нефтепроводы, износилось оборудование на промышленных предприятиях. Вал природно-техногенных катастроф начал нарастать, а сегодня еще и природа довольно ясно знаками карстовых провалов объявляет, что она изменилась. Не прислушаться к ней - преступно.

    Земля уходит из-под ног

    В 2004 2005 годах по поручению министерства природных ресурсов Горный институт УрО РАН РФ и ПГУ им. Горького разработали программу обеспечения безопасности на карстоопасных территориях. Поскольку карстообразующие процессы Пермского края достаточно серьезно изучены сотрудниками университета и института, программу подготовили. Она включала в себя мониторинг процессов, научное обоснование, систему прогнозирования и предполагаемые мероприятия по защите. Но программа не была профинансирована.

    А вскоре, в 2006 году, случился провал в Березниках. Краевой бюджет был вынужден выделить около 500 миллионов рублей на ликвидацию аварии, федеральный - около двух миллиардов. На строительство железнодорожной ветки, огибающей опасную зону, требуется около 13 миллиардов. Так не дешевле ли опережать события?

    Сегодня антикарстовая программа уже устарела, ее требуется корректировать, провести дополнительные геофизические работы. Планета - это живой организм, и многие процессы под влиянием антропогенного воздействия сегодня ускорились.

    Поэтому государственные СНИПы надо изменить на основе исследовательских работ геофизиков, геомехаников, геологов.

    - Власть должна создать материальную базу для нормативных документов. Но и любой субъект, эксплуатирующий территорию, ответственен за нее, - уверен директор горного института Александр Барях. - Поэтому логично, что все, кто намерен осваивать территорию, от строителей до недропользователей, должны участвовать в создании системы предупреждения катастроф.

    - Мы на грани провала в отношениях с природой. У нас нет системы мониторинга всех опасных объектов, - говорит Николай Панчуков. - Хуже того, в Кунгуре в качестве наблюдательных постов мы используем старые колодцы в огородах у бабушек. Это ненаучно и несерьезно при всех имеющихся современных геофизических и геологических методиках. Последние легко позволяют находить подземные полости.

    Все генеральные планы застройки городских и сельских поселений должны базироваться на консолидированных (комплексных) исследованиях состояния недр края, геологических картах. Если, допустим, в Соликамск пришли девелоперы и заявляют о своем намерении застроить территорию, то только научно обоснованный генплан даст ответ, насколько она безопасна. Детальное геологическое исследование, безошибочное проектирование и прогнозирование последствий - вот три столпа, на которых должна стоять система безопасности. Вот тогда мы сможем опережать события, а не ликвидировать очередную аварию после провала.

    Мнение

    Валерий Катаев, заведующий кафедрой динамической геологии и гидрогеологии, начальник научно-исследовательской части ПГУ им. Горького.

    - Сегодня классический университет ведет работы по созданию системы мониторинга закарстованных территорий Пермского края. Они начаты по инициативе Министерства природных ресурсов. На эти работы выделено 22 миллиона рублей, пока освоено 11 миллионов. Нам требуется не только создание электронных баз данных, но и методик для краткосрочных прогнозов, которые делать сложней, чем долгосрочные. С 2003 по 2007 годы появилась тенденция увеличения числа провалов на урбанизированных территориях. Связано это с деятельностью человека: утечка водопроводов, увеличение плотности и повышение этажности застроек, увеличение нагрузки на грунт из-за уплотнения транспортной сети.

    Поэтому наша задача - выстроить систему, позволяющую определить границы наиболее опасных участков. Для этого провести анализ, учитывающий от 70 до 150 факторов. Объем гигантский, но зато конечным итогом станет геолого-информационная система, дающая возможность прогнозирования.

    Организация объединенных наций предлагает всем странам мира до 2015 года участвовать в создании Концепции международной безопасности "Системный прогноз опасных геологических процессов". Однако инициативу на уровне края должна проявить научная элита общества.

    Поделиться