На премию Союзного государства в области литературы и искусства художник Валентин Сидоров построил часовню

У Валентина Сидорова, президента Международной конфедерации Союзов художников и почетного председателя Союза художников России, множество заслуженных званий и наград, в том числе народный художник СССР, лауреат Государственных премий Советского Союза, государственных премий РСФСР, Российской Федерации, ряда стран СНГ. Многие годы он является действительным членом Российской академии художеств. Но, пожалуй, главная награда живописца, когда зритель, глядя на его работы, проникнутые любовью к родной земле, восхищением перед ее красотой, осознает, что все мы, наша жизнь берет начало на земле. "На теплой земле" - именно так называется цикл живописных произведений, за которые В. Сидоров получил премию Союзного государства в области литературы и искусства.

- Мы не просто не теряем контакта с белорусскими художниками, - рассказывает Валентин Михайлович, - кажется, что по сравнению с советскими временами стали ближе друг к другу. Уже несколько лет подряд ежегодно мы проводим совместные пленэры российских и белорусских художников. Одну часть времени работаем в Беларуси, другую - в России, на Академической даче. После пленэров обязательно следуют выставки белорусских художников в Москве, в ЦДХ. Мы в постоянном контакте с такими замечательными мастерами, как Михаил Савицкий, Виктор Громыко, Георгий Поплавский, и многими другими художниками из Беларуси.

- А как строятся отношения с младшим поколением белорусских художников?

- К примеру, я всегда радуюсь, вспоминая о том, как узнал творчество Ларисы Журавович. Приехал однажды в Белыничи, где находится художественный музей имени В.К. Бялыницкого-Бирули, и меня познакомили с художницей, вернувшейся на родину после учебы в Минске. Посмотрев работы Ларисы, я увидел, что это очень своеобразный, внимательный художник с поэтическим восприятием мира. И предложил ей сделать выставку в Москве, которая затем с успехом прошла и в ЦДХ. А недавно у меня была встреча с начинающими белорусскими художниками, еще школьниками. Их как победителей специального конкурса пригласили в Москву, чтобы они посетили Третьяковскую галерею, съездили в Вышний Волочек на Академическую дачу. Они показали мне свои рисунки, этюды, а двое из них обещали хорошо учиться и поступать в Суриковский институт в мою мастерскую.

Кстати, Михаил Савицкий - наш общий с белорусами классик - тоже выпускник Суриковского института. Именно он "виновник" возникновения моей выставки "На теплой земле" в Беларуси. "Давайте мы, минчане, пригласим Валентина Михайловича с персональной выставкой", - сказал Савицкий. Открытие в Минске было потрясающим. Затем выставка побывала в Могилеве, Киеве, Бишкеке, Ереване, Ташкенте, Самарканде, Иркутске, Омске... А в прошлом году - в Москве. Сейчас готовится экспозиция в Пекине. А все началось с Беларуси...

- Вы были лично знакомы с уроженцем Беларуси знаменитым художником Витольдом Бялыницким-Бирулей...

- Да, теперь я, пожалуй, единственный человек, который знал Витольда Каэтановича и который прощался с ним. Помню его голос. Еще в мою бытность студентом Суриковского института нам, отличившимся и особо нуждавшимся, предоставлялось право сдать в специальный художественный фонд свои работы, чтобы заработать какие-то деньги. Я показывал тогда три пейзажа, и Бялыницкий-Бируля, сидевший в совете, подозвал меня к себе и тихим голосом сказал: "Небо надо писать мягко". А потом я вместе с другими молодыми художниками ездил к нему на знаменитую дачу "Чайка". Художник построил ее рядом с "левитановскими" местами, на озере Удомля в Тверской области. Помню Витольда Каэтановича за широким столом в столовой, за которым он вместе с женой Еленой Алексеевной угощал нас чаем и густым творогом со сметаной, таким, что ложка стояла. А потом читал письма, которые он получал от своих друзей- художников: Богданова-Бельского, Жуковского.

Однажды ко мне подошел Антон Бархатков - замечательный художник из Беларуси, бывший партизан, и сказал: "Давай съездим к Витольду Каэтановичу, мне что-то тревожно". Оказалось, Бялыницкий-Бируля серьезно болен. Мы вошли к нему в комнату с букетами собранных по дороге незабудок. Художник, почувствовав наше присутствие, открыл глаза, затем вновь закрыл их, и его глубокие глазницы наполнились слезами. Елена Алексеевна сказала: "Ребята, ему очень плохо, не будем его волновать". Уходя, мы мысленно простились с ним.

Потом, когда я приезжал к Елене Алексеевне, она водила меня по округе, рассказывала: "Вот на этом месте Исаак Левитан увидел свою картину "Над вечным покоем". А это розы, которые в свое время Витольд Каэтанович привез от куста любимых роз Левитана". Я, конечно, попросил разрешения взять саженцы. И у меня до сих пор растут "левитановские" розы.

- К сожалению, имя Бялыницкого-Бирули не так широко известно современному зрителю, как художник заслуживает...

- Бялыницкий-Бируля недостаточно представлен у нас - и в Русском музее, и в Третьяковской галерее. Нет ни одной достойной посвященной ему монографии. А ведь по масштабу своего творческого дара это высокого уровня художник. Классик. Его ценили современники, в том числе Репин, который как-то сказал: "Я привык каждый раз освежаться вашими работами". Просто необходимо издать альбом хорошего качества, с произведениями Бялыницкого-Бирули. И сделать совместную российско-белорусскую выставку, посвященную его творчеству. Ведь этот художник объединяет наши народы. И нам нужно держать планку понимания искусства, опираясь на общее наследие.

- На полученную премию Союзного государства в области литературы и искусства вы построили часовню в селе Коровино, где прошло ваше детство...

- Мы провожали каждого уходящего из села на фронт. Более тридцати пяти человек. Вернулся лишь один... И во мне постоянно жило чувство, что хоть как-то нужно отблагодарить их всех, отблагодарить Бога за возможность спокойно жить, работать, стать художником. Вот я и думал поставить часовенку, но материализовать эту идею было нелегко. А тут вдруг премия! Вот и решил свою мечту осуществить. Храм-часовня преподобного Сергия Радонежского поставлен в прошлом году. Сначала у меня была идея построить часовню в память о тех, кто ушел на войну и не вернулся. А потом подумал: а как же, Василий Филиппович, тот, единственный выживший? Разве не заслуживают памяти те, кто выносил военные тяготы в тылу, работал из последних сил: были случаи, люди падали прямо в борозде от бессилия... Я очень долго редактировал текст надписи на стене храма-часовни, пока не остановился на таких словах: "В память о жителях Коровина, которые защищали Отечество, жили верой и надеждой".

- Ваша картина "На теплой земле", которая и дала название циклу, впервые была показана в 1962 году на выставке, посвященной 30-летию МОСХа...

- Да, об этой выставке в связи с известным выступлением Хрущева только и говорят, как о борьбе власти с художниками или художников - за свое право... А ведь должна быть не борьба, а понимание значения искусства и роли художника. Картина в свое время была выдвинута на соискание медали Академии художеств, но мне ее не дали. Один искусствовед объяснил почему: "Валентин, ты же рассказал об индивидуальном хозяйстве, а не воспел колхозную бригаду". Да, это не колхозная бригада, а вечный труд и вечное отношение человека к земле, к своей земле. До сих пор я продолжаю работать над этой картиной. Мне хочется сделать ее лучше, совершеннее.