В Германии разгорелся крупный скандал, после того как стало известно, что стрелковое оружие со складов бундесвера свободно продают на "черном рынке" в Афганистане и Пакистане.
После сообщения радиостанции Norddeutscher Rundfunk (NDR) представители партии "зеленых" и профсоюза полиции потребовали проведения по этому поводу парламентских слушаний. О подробностях этого громкого дела "РГ" рассказал корреспондент NDR Штефан Шелерманн, проводивший собственное журналистское расследование.
Российская газета: Как вы пришли к мысли подготовить материал по столь взрывоопасной теме?
Штефан Шелерманн: Впервые мы узнали о том, что на "черном рынке" Афганистана продают немецкое оружие из американской прессы. После этого мы связались с бывшим послом Германии в Афганистане, который подтвердил, что действительно в январе 2006 года для афганской полиции и армии были переданы 10 тысяч пистолетов типа Walther P-1. Это оружие затем оказалось на "черном рынке".
РГ: Каким образом вы получили доказательства нелегальной торговли немецким оружием в Афганистане?
Шелерманн: Наш коллега Кристоф Хайнцле, долгое время работавший корреспондентом NDR в Афганистане, связался со своими источниками в стране. По его просьбе эти люди вышли на торговцев, работающих на "черном рынке". Те предложили купить вальтер за тысячу долларов, пояснив высокую цену тем, что владение немецким пистолетом является делом престижа. Кроме того, моджахеды высказали готовность продать пистолеты оптом. Речь шла о партии в несколько сотен штук. Как выяснилось, немецкое оружие контрабандным путем попадает также в Пакистан.
РГ: Какова была реакция властей Германии на ваше расследование?
Шелерманн: Как сообщил официальный представитель МВД, афганцы письменно заверяли немецкую сторону в том, что поставленное в страну оружие будет использовано строго по назначению и предназначается для силовых структур. О дальнейшей судьбе пистолетов эксперты немецкого ведомства ничего не знали.