Если бы не предубеждения в консервативной Америке в отношении прекрасного пола, первой ступить на Луну могла бы женщина-астронавт Джерри Кобб, а не Нейл Армстронг. Эту сенсацию преподнес журнал "Advances in physiology education", опубликовавший обширный доклад о женском космическом проекте и впервые представивший результаты медицинских тестов американок, которые желали участвовать в освоении космоса.
Горячими сторонниками отправить в космос не мужчин, а женщин были два человека - ученый и военный. Уильям Лавлас, выпускник Гарварда, был врачом, хирургом и специалистом по авиационной медицине. Работая в известной Мэйо клинике, он изобрел в частности кислородную маску для пилотов сверхзвуковых самолетов. Его не случайно назначили главой комиссии экспертов НАСА, которая разрабатывала комплекс физиологических, медицинских и психологических критериев, используемых при наборе первых астронавтов США. В 1960 году на конференции в Стокгольме Лавлас заявил, что некоторые характеристики женщин-пилотов более высокие, чем у мужчин. А это значит, что они в первую очередь могут претендовать на освоение космоса.
Это заявление было более чем рискованным. Ведь тогда три четверти американок не работали, должны были иметь согласие супруга на обладание банковским счетом, либо приобретение недвижимости. Наконец, армия США не принимала их в свои ряды. А тут - призыв к освоению космоса.
Лавласа поддержал генерал Дональд Фликинджер - руководитель отдела биоастронавтики в Управлении авиации США по исследованиям и развитию, который входил в состав комиссии экспертов НАСА.
Сторонники женской астронавтики утверждали, что женщины-пилоты весят меньше, а, следовательно, это позволит экономить ракетное топливо и кислород. Они меньше, чем мужчины, жалуются на сердце, их кровообращение легче справляется в условиях невесомости, а генеративная система более устойчива к космическим излучениям.
Генерал и ученый побывали ранней осенью 1959 года в Москве на научной конференции, где узнали, что Советский Союз тоже намеревается послать в космос женщин. Однако в ноябре того же года авиационное управление неожиданно сообщило, что прекращает свое участие в проекте. Военное командование, как утверждают, боялось, что консервативная Америка не одобрит программу отправки в космос женщин.
Вопреки этому, одержимый Лавлас выдвинул собственный проект и принял в качестве кандидаток в астронавты 19 девушек-пилотов. Каждая из них была подвергнута 87 исследованиям, идентичным тем, которые проходили мужчины-пилоты. В результате 68 процентов девушек без проблем выдержали испытания, тогда как у мужчин этот показатель составлял 56 процентов. 13 кандидаток были зачислены в состав экипажа "Меркурий-13".
Его звездой, несомненно, была Джерри Кобб. Длинноволосая блондинка впервые села за штурвал самолета в 12 лет, в 29 лет провела в воздухе 10 тысяч часов, установив рекорды по скорости, высоте и дистанцированию. Она была более опытной, чем экипаж "Меркурия-7": ведь Джон Глен, первый американец на орбите, налетал только 5100 часов. Джерри пригласили на тренажеры, но и там она выдержала экзамен - наравне с мужчинами-пилотами.
Проект "Женщина в космосе" с энтузиазмом поддержала легенда американской авиации Джеки Кохран, которая в 1953 году первой преодолела звуковой барьер. Однако военные были несгибаемыми.
Кохран и Кобб написали письмо президенту Джону Кеннеди, встретились с вице-президентом Линдоном Джонсоном, но ничто не помогло. Против были даже астронавты Джон Глен и Скотт Карпентер, утверждавшие, что в рядах покорителей космоса могут быть только пилоты сверхзвуковых самолетов, имеющие инженерное образование. Ясное дело - мужчины.
В итоге первой американкой на околоземной орбите оказалась Сэлли Райд. Но это произошло спустя 20 лет и два дня после полета Валентины Терешковой.
Джери Кобб сегодня 78 лет, она по-прежнему в отличной физической кондиции. Напоминает, что Джон Глен вновь слетал в космос в 77 лет. Надеется, что фортуна, быть может, улыбнется и ей. "За такой полет я отдала бы жизнь - как когда-то, так и сегодня", - говорит Джери.