Памятник первой субмарине изготовили на петербургском бондарном производстве. Другого места найти было нельзя - по сути, она выглядела как большая бочка, а значит, и делать ее надо было по всем канонам бондарного искусства.
Идея создания "потаенного судна", которое положило начало истории отечественного подводного кораблестроения, принадлежит подмосковному крестьянину Ефиму Никонову. Энергичный изобретатель-самоучка смог пробиться к Петру Первому со своим проектом герметичной лодки, способной идти в воде "потаенно и подбити военный корабль под самое дно". В 1720 году он получил добро на работы, но успехом они не увенчались. Во время первых испытаний у примитивной субмарины проломилось дно, на следующий раз обнаружилась течь. Вероятно, Никонов в конечном итоге добился бы успеха, но смерть царя-покровителя положила конец финансированию его изысканий, а крестьянин был разжалован из "мастера потаенных судов" в простого плотника. Лодка же постепенно сгнила.
Петербургские авторы памятника прабабушке подводных лодок задались целью воссоздать никоновское творение с максимальной точностью. Правда, говорить о полном соответствии оригиналу не приходится, ведь ни чертежей, ни описаний "потаенного судна" не осталось. Все, кто когда-либо пытался воссоздать облик первой субмарины, отталкиваются от сохранившегося списка расходных материалов. В результате было решено взять за основу реконструкцию авторства контр-адмирала Виктора Дыгало.
На бондарном производстве, которому поручили изготовление памятника, сделали подводную лодку из сосны. Говорят, скорее всего, петровские судостроители тоже ее использовали - смолистая древесина в данном случае подходит больше всего. Пропорции сохранили такие же, как у обычной бочки: они идеальны для баланса наружного и внутреннего давления.
- Самым сложным этапом была сборка бочкообразного тела длиной 2,95 метра, - рассказывает мастер бондарного дела Станислав Кузницын. - Затем прорезали окошки и установили рубку. Так же как и Никонов, обмотали лодку канатами. Мы это сделали для исторического соответствия, а он - для крепости, ведь тогда не было нержавеющего металла, из-за чего бондарные обода в воде пришли бы в негодность за пару месяцев.
Постарались мастера воспроизвести и внутреннюю обстановку лодки, провели подсветку и даже посадили внутрь "потаенного судна" манекен. А древесину искусственно состарили - чтобы выглядела так, будто она действительно петровских времен.
Кое в чем копия лодки Ефима Никонова получается даже лучше оригинала. Во всяком случае, поплыть она смогла бы, уверены ее создатели.
- Дело тут не в современных технологиях. Просто никакое изобретение не может удаться с первого раза, - говорит директор производства Владимир Сысоев. - Я думаю, Никонов делал бочку однослойной, потому у него ничего и не получалось. А наша - в три слоя, такая течь не пропустит. Для плавучести около 35 процентов ее должен был занимать балласт. Как я представляю, он был из воловьих шкур, покрывающих пол под прессом. Когда надо было погружаться, пресс поднимался и вода самотеком заполняла шкуры. За время работы над этим проектом я настолько окунулся в тему, что теперь даже мечтаю сделать одноместное "потаенное судно" и самостоятельно его испытать.
Памятник первой подводной лодке установлен в Сестрорецке, возле только что построенного храма Святых апостолов Петра и Павла. Именно здесь крестьянин Ефим Никонов демонстрировал первую субмарину Петру Первому. Непогода деревянной подводной лодке будет нипочем, уверяют создатели и дают гарантию около 150 лет.