Формирование единого образовательного пространства Союзного государства стало ключевым вопросом прошедшего 26 октября в российской столице совместного заседания коллегий Минобрнауки России и Минобразования Беларуси совместно с Госкомитетом по науке и технологиям Беларуси. В числе обсуждавшихся тем - унификация образовательных стандартов, разработка шкалы перевода результатов государственных экзаменов, аккредитация белорусских вузов в России, подготовка специалистов в совместном Белорусско-Российском университете и филиалах российских высших учебных заведений на территории Беларуси, формирование единого научно-технологического пространства.
Государственный секретарь Союзного государства Павел Бородин подчеркивает: развитие сотрудничества в сфере образования и науки является приоритетным направлением деятельности Союзного государства. С точки зрения социальных вопросов, сказал на днях П. Бородин, Союзное государство практически состоялось. По его словам, за 10 лет со дня подписания Договора о создании Союзного государства народы России и Беларуси получили рабочие места, программу занятости, свободу передвижения - нет границ, нет таможни, но есть единое налогообложение, здравоохранение, единое образовательное пространство.
Статистика свидетельствует: в российских вузах сегодня обучаются около 11 тысяч студентов из Беларуси. Причем они пользуются такими же правами, как и российские студенты, то есть получают стипендии, проживают в общежитиях, обучаются за счет государственного бюджета. Примерно то же самое можно сказать и о россиянах, выбравших белорусские вузы - их, по данным Минобразования Беларуси, в этом году более двух тысяч. Успешно работает Белорусско-Российский университет, созданный еще в 2003 году на базе Могилевского государственного технического университета. В структуру университета входят семь факультетов, подготовка специалистов ведется по 18 специальностям и 26 специализациям по белорусским образовательным стандартам и шести специальностям, соответствующим российским образовательным стандартам.
В состав университета также входят лицей, архитектурно-строительный колледж, институт повышения квалификации и переподготовки кадров. Общая численность студентов составляет более 8 тысяч человек. В Беларуси также работают филиалы Российского государственного социального университета и Московского государственного университета экономики, статистики и информатики. В системе высшего образования России и Беларуси действуют более 270 соглашений о межвузовском сотрудничестве, за последние два года их количество выросло почти в два раза.
Поэтому когда на днях в Минске на научно-практической конференции, посвященной высшему образованию в Союзном государстве, прозвучало заявление о том, что в ближайшее время будет подписан документ о создании единого образовательного пространства, то заместитель министра образования и науки России Владимир Фридлянов тут же добавил, что "подписание данного документа по сути будет формальным актом, потому что оно и так есть, но формализовать его надо". По словам В. Фридлянова, осталось лишь согласовать правила приема в вузы, признание докторских и кандидатских диссертаций и некоторые другие вопросы.
"Стандарты в образовании не должны быть одинаковыми, они должны быть сверенными, но иметь национальные отличия, - отметил российский замминистра. - Нужно учитывать, что на территории России проживают 120 различных народностей и национальностей".
Тогда же было заявлено, что министерства образования Беларуси и России планируют разработать проект соглашения о поступлении белорусских выпускников в российские вузы как на основании ЕГЭ, так и внутривузовских экзаменов. Проект такого документа может быть подготовлен уже к вступительной кампании 2010 года.
А в минувший понедельник на совместной коллегии прозвучало предложение Минобразования Беларуси разработать шкалу для перевода баллов белорусского централизованного тестирования (ЦТ) и российского единого госэкзамена (ЕГЭ). Ведь пока в Беларуси не засчитываются итоги ЕГЭ, а в России - результаты ЦТ. Хотя оба испытания основаны на схожем принципе, но имеют различия в сроках проведения и оценочной шкале. В настоящее время граждане Беларуси, желающие поступить в российские вузы, могут сдать единый госэкзамен в Смоленске и Пскове или обычные экзамены по правилам приема для студентов-иностранцев. В свою очередь, в Беларуси россиянам для поступления в вуз необходимо пройти централизованное тестирование в общеустановленные сроки.
Внедрение переводной шкалы баллов белорусского ЦТ и российского ЕГЭ позволит обеспечить равенство прав граждан двух стран при поступлении в вузы. Результаты централизованного тестирования будут переводиться в результаты по системе баллов единого госэкзамена и наоборот, что позволит автоматически признавать их в Беларуси и России. Первый заместитель министра образования Беларуси Александр Жук также высказался за создание переводной шкалы десятибалльной оценки в Беларуси и пятибалльной оценки в России на уровне высшего образования.
На совместной коллегии обсуждалось внесение дополнительных изменений в двусторонние соглашения о признании документов об образовании, ученых степенях и званиях. Как было отмечено, в доработке и уточнении нуждаются соглашения, касающиеся дополнительного проф образования, переподготовки кадров и некоторые другие.
Министр образования и науки России Андрей Фурсенко заявил, что российская сторона готова помочь белорусским коллегам и в прогнозировании рынка труда, что позволит полнее оценивать востребованность тех или иных профессий на пространстве Союзного государства.