27 ноября 2009 года Федеральная антимонопольная служба планирует провести заседание Экспертного совета по защите конкуренции на рынке финансовых услуг при ФАС России, на котором будут обсуждаться взаимоотношения компаний и банков в рамках ко-брендинговых проектов. Необходимость посоветоваться с экспертами назрела в связи с тем, что практика сотрудничества банков и торговых сетей вызывает большое количество жалоб со стороны потребителей. В чем суть конфликта продавцов и потребителей и на какие вопросы предстоит ответить экспертам? Об этом читателям "РБГ" рассказывает заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров.
- Андрей Борисович, как бы вы определили феномен ко-брендинга?
- Ко-брендинг - это кооперация брендов, объединение компаний для взаимовыгодного сотрудничества и получения преимуществ в конкурентной борьбе с другими организациями. Соединение интересов банка и организации-партнера в ко-брендинговом проекте приводит к появлению карточных продуктов с дополнительными возможностями, такими как скидки и различные бонусы. Такое партнерство позволяет увеличить эмиссию карт и оборот по ним, а также повысить лояльность клиентов. Самыми распространенными примерами являются ко-брендинговые проекты банков с авиакомпаниями, телекомпаниями и операторами платного телевидения, операторами сотовой связи, торговыми сетями (супермаркетами, универсальными магазинами), сетями заправочных станций, туристическими компаниями и т.п. В результате заключения соглашения о выпуске ко-брендинговых карт потребителям предлагается использовать банковские карты, на которых изображены логотипы банка, соответствующей платежной системы и компании - партнера в ко-брендинговом проекте.
- Есть ли примеры недобросовестных практик при заключении ко-брендинговых соглашений?
- В настоящее время мы изучаем сотрудничество ООО "Ашан" и ЗАО "КредитЕвропаБанк". В результате заключения двустороннего соглашения между компаниями клиенты ООО "Ашан", желающие осуществлять оплату приобретенных товаров пластиковыми картами, вынуждены пользоваться услугами только ЗАО "КредитЕвропаБанк". У ООО "Ашан" отсутствуют договоры о приеме банковских пластиковых карт в качестве платежного средства с иными кредитными организациями.
- В чем ФАС России видит нарушение "Ашан" и КредитЕвропаБанка?
- Федеральная антимонопольная служба усматривает признаки ограничения конкуренции в заключенном между торговой сетью "Ашан" и ЗАО "Кредит ЕвропаБанк" соглашении об обслуживании держателей банковских карт, поскольку к оплате в магазинах принимаются банковские карты только одного банка.
Клиенты торговой сети "Ашан" обращаются в ФАС России с просьбой разобраться в данной ситуации, ведь на лицевой стороне пластиковых карт, принимаемых к оплате, помимо логотипа "Ашан" и "БА финанс" размещен еще и логотип VISA. Однако покупатели, которые также являются держателями банковских карт, принадлежащих платежной системе VISA, но выпущенных другими банками, не могут расплатиться своими карточками в магазинах торговой сети "Ашан".
В то же время ущемление прав потребителей не всегда является прямым свидетельством нарушения Закона "О защите конкуренции". Необходимо отметить, что жалобы кредитных организаций на условия сотрудничества ООО "Ашан" и ЗАО "КредитЕвропаБанк" по выпуску ко-брендинговых банковских карт в ФАС России не поступали. Однако данное обстоятельство не свидетельствует о том, что взаимодействие данных компаний может быть признано однозначно допустимым с точки зрения антимонопольного законодательства.
- Каким образом ФАС России собирается доказать неправомерность действий "Ашан" и КредитЕвропаБанка?
- В настоящий момент в целях определения состояния конкуренции на рынке банковских услуг, связанных с выпуском и обслуживанием кредитными организациями ко-брендинговых кредитных карт, ФАС России разослал запросы в крупнейшие банки России, включая Сбербанк, ВТБ 24, Альфа-Банк, Банк Москвы и Райффайзенбанк.
Кредитным организациям в анкете предлагается ответить на ряд вопросов, в том числе о том, какие условия соглашений о выпуске ко-брендинговых карт могут привести к ограничению конкуренции, допустимо ли заключение эксклюзивных ко-брендинговых соглашений, различны ли последствия для конкуренции в случае заключения таких соглашений с небольшой компанией и партнером, имеющим существенную долю на рынке.
Если выяснится, что большинство банков считают недопустимой ситуацию, при которой в результате заключения соглашения о выпуске ко-брендинговых карт потребители могут оплачивать данные товары (услуги) только с помощью ко-брендинговой кредитной карты, у ФАС России появятся основания для начала официальной процедуры рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
- Какие цели преследует компания "Ашан", заключая подобные соглашения?
- Выпуск ко-брендинговых карт направлен на получение выгод обеими сторонами соглашения. Во-первых, это хорошая реклама обоих брендов, во-вторых, возможность привлечение клиентов в отсутствии конкурентов.
Важно также понимать, что операции по ко-брендинговым картам торговой сети "Ашан" осуществляются без участия платежной системы VISA. Это позволяет ООО "АШАН" исключить дополнительные затраты по возмещению расходов соответствующего банка, связанных с оплатой услуг платежных систем-посредников, тем самым не прибегая к увеличению стоимости реализуемых товаров. Подобная схема соответствует политике дискаунта, проводимой ООО "АШАН", и одновременно предоставляет потребителям возможность оплачивать товары в безналичном порядке. Насколько такая практика соответствует требованиям добросовестной конкуренции на рынке, станет ясно после заседания Экспертного совета.
Андрей Королев, президент Ассоциации Российских членов Europay (АРЧЕ):
- Проблема ограничений в приеме карт торговыми точками глубже, чем это может показаться на первый взгляд. Очевидно, что переход к безналичным расчетам должен быть выгоден для всех: торговли, потребителей, экономики в целом. Но история развития рынка в России показывает, что аргументы о том, что карты привлекают в торговые точки новых клиентов и повышают обороты, в России не встречает понимания со стороны торговли. В результате, несмотря на все усилия банков, 90% операций по картам приходится на снятие наличных. А когда речь заходит о том, почему какая-то конкретная точка не принимает те или иные карточные продукты, от вопросов экономики в целом мы предпочитаем переходить к обсуждению частностей, а именно к размеру комиссии банков за обслуживание.
По правилам платежных систем межбанковская комиссия перечисляется банком-эквайрером банку-эмитенту. Эта комиссия и составляет основу комиссии банков за обслуживание конкретной торговой точки. 85% карт, эмитированных российскими банками, приходится на международные платежные системы, поэтому базовые ставки межбанковских комиссий находятся вне зоны влияния отдельных участников рынка и регулятора. Ритейлеры сетуют на то, что они недополучают прибыль и вынуждены повышать цены. Их аргументы в общении с банками стандартны: эквайреры предлагают высокие комиссии за обслуживание, ссылаясь на международные платежные системы. Однако, если карта "своя", возникает поле для маневра: банк может договориться о приеме собственных карт в любой торговой точке. Крупные сети-дискаунтеры, которые выбрали такой путь, косвенно подтверждают, что это выгодно: ритейлеры рассчитывают на увеличение суммы чека, повышение оборота и привлечение новых клиентов. Но здесь возникают ограничения - эмиссия карт отдельного банка несопоставима с количеством карт на рынке. А если увеличить количество участников проекта в рамках одного ритейлера, то это дезориентирует и запутает потребителя, который и так неохотно пользуется своей картой. Такой путь позволяет достичь временного компромисса, но не решает проблему массового приема карт в торговле, а следовательно, он неэффективен.
Сегодня пора признать, что экстенсивный путь развития приема карт в торговой сети, по которому шел в последние годы российский карточный рынок, зашел в тупик. Мы неизбежно приходим к осознанию того, что конкуренция на рынке эквайринга привела к тому, что в нынешних условиях этот рынок не имеет стимулов к дальнейшему развитию.
Представляется, что путь к действительно универсальной сети приема карт в стране лежит через унификацию продуктового предложения и создание единых правил работы на рынке, включая механизмы государственного стимулирования и поддержки. В стране должны появиться условия для действительно массовой эмиссии платежных карт, предназначенных для расчетов в торговой сети по единым правилам и тарифам, позволяющим заинтересовать торговлю. На создание таких условий должна быть направлена и выработка законодательства по регулированию национальной системы платежных карт.