Новости

26.11.2009 00:15
Рубрика: Культура

Роскошь за стеклом

В Петербурге создан Музей современного ювелирного искусства

Дом фаберже на Большой Морской действительно некогда принадлежал знаменитому поставщику императорского двора Карлу Густавовичу Фаберже.

- Идея создать музей возникла около 10 лет назад, - рассказывает один из его основателей Сергей Богомолов. - Тогда в России у части населения вновь возник интерес к роскоши и появились деньги на ее приобретение, а мастера искали применения своим способностям.

В коллекции музея представлены исключительно российские работы, причем выполненные преимущественно из отечественных материалов. И современные мастера могут делать такие вещи, которые были не под силу ювелирам эпохи Фаберже. Например, сегодня, благодаря современным технологиям, возможно инкрустировать жемчужины бриллиантами - такие работы есть в коллекции музея. Есть и изделия, выполненные в традициях прошлого. Например, сейчас возвращается мода на наплечные броши и гребни для волос. Но трудность заключается в том, что исключительные ювелирные украшения требуют и исключительных материалов. Так, некоторое время назад в музее было выставлено колье с бриллиантом-солитером весом 56 карат, то есть примерно с фалангу пальца руки. Конечно, ни один ювелир-одиночка не может себе позволить приобрести такой камень.

- К сожалению или к счастью, но сейчас индивидуальное мастерство ювелиров уходит в прошлое, - поясняет коммерческий директор производственной ювелирной компании Олег Мищенко. - Художник рисует, технолог прорабатывает, с металлом работает один мастер, камни закрепляет второй и так далее. Но зато качество изделий от этого сильно выигрывает.

Впрочем, авторское искусство в музее тоже представлено. Особую его гордость составляет коллекция камнерезной пластики, то есть композиций, выполненных из разных пород камня, которая может соперничать с лучшими собраниями мира. Животные, растения, фигуры людей воссоздаются с анатомической точностью или в соответствии с видением художника, но неизменно поражают воображение. Каждая состоит из тысячи деталей, из камня вырезают даже зрачки глаз и запонки на рубашке, зубы животных. Как правило, все это делает один человек или - реже - мастер и его ученик.

- У нас в коллекции сейчас есть 7 фигурок воинов времен Отечественной войны 1812 года, - рассказывает директор музея Татьяна Марткова. - Задумывалось это как напольные шахматы, но камнерез Дмитрий Боровиков делает не более 3-5 изделий в год.

Фаберже в свое время прославился изготовлением флористических композиций - "предметных фантазий". Его знаменитый букетик ландышей в золотой корзиночке в настоящее время хранится в Эрмитаже. Но современные ювелиры не отстают - в прозрачные вазочки из хрусталя они помещают и простые полевые цветы, и каменные розы, и экзотические орхидеи. Вот только ягоды теперь делают не из камня, а из смальты.

- Для сочного красного цвета Фаберже использовал камень орлец (родонит) с Урала, - рассказывает Сергей Богомолов. - Сейчас месторождение истощилось, но мастера нашли выход из положения.

Впрочем, и ювелиры Фаберже смело применяли любые материалы, если они подходили для композиции по цвету и структуре, и в описании изделия можно было увидеть, например, "нефрит, изумруд, бриллианты, бутылочное стекло". Покупателей это не смущало.

Попасть на экскурсию в "драгоценный" музей не сложнее, чем в Алмазный фонд России. Экскурсоводы с гордостью показывают работы мастеров, рассказывают об истории и современности ювелирного искусства. "Фаберже за потомков не было бы стыдно", - уверены они.