Три морских пункта пропуска через государственную границу РФ в Сахалинской области подлежат закрытию, один - переводу на круглосуточный режим работы. Такое решение приняла межведомственная комиссия совета безопасности области по пограничной и миграционной политике.
- После сокращения в Сахалинской области продолжат работу 11 морских пропускных пунктов. Десяти из них потребуется реконструкция, - сообщил корреспонденту "РГ" начальник отдела паспортизации и мониторинга Дальневосточного территориального управления Росграницы Алексей Лапинков.
Мониторинг, который провели специалисты управления, показал, что деятельность пропускных центров "Александровск-Сахалинский", "Углегорск" и "Поронайск" экономически нецелесообразна.
- В грузовом пункте пропуска "Поронайск" гидротехнические устройства и портовое хозяйство не используются уже несколько лет. Требуется экспертиза, чтобы определить, возможна ли их дальнейшая эксплуатация, - констатировал Алексей Лапинков. - За 2007 год оформлены два грузовых судна, за 2008-й - одно, в 2009-м - ни одного.
Никаких экспортно-импортных грузопотоков комиссии выявить не удалось. На протяжении нескольких лет хозяйственная деятельность, за исключением охраны территории, в порту Поронайск не ведется. Лишь в минувшем году производилась рейдовая перевалка рыбной продукции, которую можно осуществить и в других местах.
Грузовой морской пропускной пункт "Александровск-Сахалинский" по классификации также считался постоянным, однако работал только в навигацию. При проектной пропускной способности 2000 тонн грузов в сутки его загруженность была вчетверо ниже.
- Морской порт ориентирован только на погрузку угля на экспорт. Объемы поставок постоянно падают, а в 2009 году заканчивается лицензия на добычу каменного угля, - отметила помощник руководителя Дальневосточного территориального управления Росграницы Наталия Макаревич.
Впрочем, у этого морского перехода есть шанс на возвращение в строй - при сохранении экспортного грузопотока. В этом случае его переоборудуют в сезонный.
Пункт "Углегорск" не функционирует несколько лет и фактически уже закрыт. Оформление транспортных средств, экипажей судов и груза производится в соседнем Холмске.
- Целесообразно рассмотреть вопрос о закрытии морских пунктов пропуска комплексно, - пояснил "РГ" руководитель Дальневосточного территориального управления Росграницы Виктор Елютин. - Следует разрешить заход иностранных судов в одноименные порты, что даст возможность осуществлять погрузочные работы на рейде. Вместе с этим необходимо перевести на круглосуточный режим работы морской пункт "Холмск". Эти меры позволят сэкономить средства федерального бюджета на обустройство пунктов пропуска и содержание контрольных органов.
Официальную дату закрытия трех морских пропускных центров в Сахалинской области определит соответствующее постановление правительства РФ.
Между тем камчатские рыбопромышленники считают, что на полуострове необходимо организовать дополнительные пункты пропуска через границу России.
В этом году вступила в силу статья 19 федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов", предполагающая доставку водных биоресурсов на таможенную территорию России. Это новшество предполагает увеличение численности судов, заходящих на оформление в порты.
- На Камчатке вся нагрузка по оформлению судов ложится на единственный пункт пропуска, расположенный в порту Петропавловск-Камчатский, - сообщила пресс-секретарь Законодательного собрания Камчатского края Екатерина Колч. - Этот пункт находится на большом удалении от Охотского моря, в котором проводится зимняя минтаевая экспедиция. Чтобы избежать длительных переходов судов для оформления, необходимо организовать дополнительные центры.
Министерство рыбного хозяйства Камчатского края намерено установить восемь новых точек пропуска через госграницу РФ в поселках Усть-Хайрюзово, Крутогорово, Озерная, Октябрьский, Усть-Камчатск, Оссора, Пахачи и Тиличики (Корф).
Наличие дополнительных пунктов пропуска в условиях обязательной доставки продукции на таможенную территорию России даст дополнительные средства в бюджет края, полагают в правительстве территории. Вдоль побережья Камчатки в исключительной экономической зоне во время охотоморской и беринговоморской минтаевой экспедиции ведет промысел практически весь крупнотоннажный флот Дальнего Востока.