Шалатов Д.В. (Саратовская область): Моя фамилия редкая, встречается лишь в Балашовском и Романовском районах Саратовской области. Корни ее предположительно в селе Большой карай Романовского района.
Суперанская: Фамилия редчайшая. Корни ее можно искать на Украине, где есть слова "шаль" (дурь), "шалатися" (шляться, шалить). Можно искать в волжско-финских языках, где есть имя Шаландай с вариантом Шалатай, которое объясняют как "неловкий, не имеющий сноровки", а также имя Салат, возможно, связанное с венгерским словом "салат" (нитка, волосок). Согласные "с" и "ш" в именах часто заменяют друг друга.
Но не исключена и ошибка паспортиста. Возможно, сначала это была фамилия Шаматов из тюркского имени Шамат от слова "шамат" (родинка). По тюркским представлениям, человека с родинкой ждет счастливая жизнь.
Сауткина А.И. (Владимирская область): Родилась я в селе Купля Рязанской области Шацкого района. Меня интересует происхождение моей фамилии . В 1955 году в нашей школе было очень много Сауткиных. Только в нашем классе из 30 человек было 14 Сауткиных.
Суперанская: Фамилия происходит от имени Саутка. Это одна из народных разговорных форм таких православных имен, как Сава (Савва), Саул (Савл), Савелий (Савел). Первоначальная форма разговорного имени была Савутка. Но в некоторых говорах "в" в положении между гласными выпадает.
Шемякин Ю.П. (Ростов-на-Дону): Меня интересует происхождение моей фамилии - Шемякин. Проживаю я в городе Ростов-на-Дону, но много находил однофамильцев в других регионах России. По воспоминаниям, мои предки могли приехать на юг в конце XIX века из Смоленской губернии, в нее тогда входили и другие сегодняшние области. Могут ли иметь ко мне какое-то отношение Шемякины - потомки московских князей XV века?
Суперанская: Фамилия Шемякин распространенная. Она встречается в разных частях страны и в разных сословиях, так что не может иметь единого источника. Фамилия происходит от нецерковного имени Шемяка, которое академик О.Н. Трубачев объяснял как "ши-мяка" (тот, кто мнет шею другому). Исследовательница пермских фамилий Е.Н. Полякова допускает связь этого имени со словами "шеметкой" (торопливый, опрометчивый), "шеметнуться" (метнуться, кинуться), с эмфатическим ше. Но не исключено, что Шемяка восходит к католическому варианту имени Симон - Шимон. Среди многочисленных разговорных вариантов этого имени в Западном крае встречаются Шимяк, Шимак, Шимака, Шимик, Шимук, Шимука, Шемег, Шемега и т.д. С русификацией они могли дать вариант Шемяка.
Летописи под 1434 годом упоминают князя Галицкого по имени Дмитрий Шемяка. Галицкое княжество располагалось на западе Руси, где разговорные формы имен, восходящие к католическим, были естественны даже у православных. Позже имя Шемяка повторяется во многих княжеских родах, живших в других местах.
Но встречалось имя Шемяка не только у князей. В XVI-XVII веках находим его у крестьян, холопов, стрельцов в Суздале, Вологде, Царицыне и других местах, далеких от Западного края. Очевидно, имя стало традиционным.
Существует выражение "Шемякин суд" - о суде, чинимом Шемякой, своевольным деспотом и бесчестным судьей. Шемяка стал героем популярной в народе повести XVII века о Шемякином суде, пристрастном, продажном. Рассказ этот распространялся в виде лубочных картинок, с добавлением элементов народных сказок. Начиная с Н.М. Карамзина, образ неправедного судьи Шемяки возводят как к прототипу к галицкому князю Дмитрию Шемяке, который в 1446 г. ослепил своего брата, московского великого князя Василия II.