10.12.2009 00:59
    Поделиться

    Николай Винниченко: Человек на посту губернатора должен быть абсолютно свободен от влияния финансовых групп

    Как регионы Уральского федерального округа преодолевают последствия мирового финансового кризиса, какие практические шаги в экономической сфере вытекают из опыта решения проблем уральской промышленности - об этом корреспондент "РГ" беседует с полномочным представителем президента России в Уральском федеральном округе Николаем Винниченко.

    Российская газета: Регионы УрФО прожили год в сложных экономических условиях. Появились ли сейчас основания для оптимизма?

    Николай Винниченко: Год был действительно сложным. В целом экономическая ситуация в Уральском округе мало чем отличалась от общероссийской. Индекс промышленного производства упал у нас на 13 процентов - это было чуть меньше, чем в целом по стране, где было зафиксировано 16-процентое падение. Максимальное снижение производства произошло в добывающих отраслях, металлургии. Вместе с губернаторами, при эффективной поддержке федерального центра и общественности округа за год проведена значительная работа. Теперь уже можно сказать, что традиционные отрасли экономики УрФО восстанавливаются: уже с лета начался рост объемов производства, прежде всего - в металлургии. Я лично и многие ведущие эксперты склонны воспринимать ситуацию в экономике федерального округа позитивно. Важно и то, что за время кризиса мы сумели сохранить социальные гарантии для населения.

    РГ: Может быть, какие-то предприятия, наоборот, за этот год стали сильнее?

    Винниченко: Выжили и укрепились те отрасли и предприятия, которые изначально работали на перспективу. Кризис стимулирует инновационный, творческий подход к экономике.

    Яркий пример - Трубная металлургическая компания. Там модернизацию начали задолго до кризиса, понимая, что без этого не смогут удержать лидирующие позиции на рынке. Руководство компании своевременно начало производственное перевооружение - это позволило пережить кризис, хотя сложности были. Не остановив практически ни один инновационный проект, они использовали этот период для укрепления собственных позиций и на российском, и на мировом рынке производства труб.

    Разумную политику проводило и руководство Магнитогорского металлургического комбината, где шли те же процессы, что и у трубников, Тобольского нефтехимического комбината, Уральской горно-металлургической компании. Последняя продолжает успешно расширять производственную базу. В конце ноября нам с губернатором Тюменской области удалось согласовать модель создания металлургического завода УГМК-холдинга в Западно-Сибирском регионе. Промышленных гигантов в Тюменской области нет, и когда заработает этот завод, он укрепит потенциал территории.

    Можно обобщить так: устояли и развиваются даже во время кризиса те структуры, которые целенаправленно и системно занимаются вопросами модернизации. Им в первую очередь оказывается и государственная поддержка - как точкам роста экономики, оплоту социальной стабильности.

    РГ: Какие субъекты Уральского округа, по вашему мнению, более успешно и эффективно действовали в критической ситуации?

    Винниченко: В плане комплексной борьбы с безработицей я бы выделил Тюменскую область. Там наладили успешную работу по ликвидации долгов по заработной плате, очень эффективно используются бюджетные средства, которые выделяются Федерацией для создания дополнительных рабочих мест, переобучения. При этом тюменцы не останавливаются на мероприятиях, которые задаются федеральной программой, а разрабатывают и внедряют свои антикризисные подходы, гибко реагируют на изменение ситуации. Сегодня особенно важно действовать оперативно.

    Как вы знаете, наиболее серьезно пострадали два промышленных региона - Свердловская и Челябинская области. Челябинская администрация исключительно ответственно занималась разрешением конфликтов, которые возникали на предприятиях и в муниципальных образованиях. Так, в Златоусте губернатор вынужден был вмешаться в работу менеджмента предприятия, чтобы принять меры для стабилизации ситуации на заводе.

    И все же проблем пока много. Например, лишь 10 процентов бывших безработных трудоустраиваются на постоянные рабочие места. Об этом власти регионов знают, но решить эту проблему в короткий срок невозможно - нужна кропотливая системная работа, и она проводится при координации окружного антикризисного штаба.

    РГ: Для Урала очень актуальна проблема моногородов. Что удалось сделать самим субъектам Федерации, чего ожидать округу от федеральной программы?

    Винниченко: В моногородах высветились все специфические проблемы нашей экономики, поэтому ситуация в них столь остра и требует незамедлительного реагирования. Руководители субъектов Федерации это понимают. Отчасти, как я уже сказал, благодаря "ручному управлению" удалось стабилизировать положение. Сейчас надо переходить - опять же оперативно - к комплексным, системным мерам.

    Правительство РФ в контакте с регионами и округами разрабатывает соответствующую программу. Суть ее - в проведении реструктуризации экономики моногородов. Градообразующие предприятия либо будут перепрофилированы, либо в них вдохнут новую жизнь путем техперевооружения.

    Кроме того, и сами субъекты Федерации заканчивают разработку аналогичных программ. Они основываются на тех же параметрах, что и федеральные документы. Это не российское ноу-хау - программы опираются на международный опыт. Я думаю, Россия сумеет успешно его использовать.

    РГ: А когда будет принято решение о том, какие города станут участниками федеральной программы? И сколько уральских муниципалитетов смогут в нее войти?

    Винниченко: Президент поставил перед Минрегионразвития задачу ускорить разработку программы по моногородам - она будет принята до конца текущего года. Войдут в нее по одному-два города из федерального округа. Применительно к УрФО речь сейчас идет о Нижнем Тагиле. Конечно, всем хотелось бы, чтобы федеральных ресурсов было больше, но вы знаете, насколько серьезные проблемы сейчас с доходами бюджета - он будет дефицитным. В то же время я бы не стал драматизировать ситуацию. Просто важно, чтобы регионы и муниципалитеты двигались в соответствии с теми ориентирами, которые дает правительство. Я абсолютно убежден - и пример тому успешная реализация нацпроектов, - что при совместных действиях властей всех уровней задача реструктуризации экономики моногородов с успехом будет выполнена.

    РГ: Будет ли полпредство способствовать возрождению и упрочению производственных связей между предприятиями субъектов УрФО?

    Винниченко: Безусловно. Кризис, помимо прочего, обнажил проблему развития внутреннего рынка в России. Понимая это, мы провели в округе несколько серьезных мероприятий, направленных на стимулирование внутренних производственных связей, внутренней кооперации. Одно из них - окружная выставка в Тюменской области, посвященная импортозамещению. Мы специально выбрали отрасль добычи и транспортировки нефти и газа в качестве базовой для выставки. Организационная работа показала, что, несмотря на, казалось бы, тесное взаимодействие между производителями различной техники и нефтяниками, газовиками, здесь есть существенные резервы. Многие их тех, кто принял участие в выставке, с удивлением обнаружили, что в соседнем субъекте Федерации выпускают продукцию, о которой они не знали и которая им нужна. Эффект от таких мероприятий оказывается и значительным, и долговременным.

    Пытаясь решить задачу развития кооперации - внутриокружной и внутрироссийской, - мы будем способствовать и привлечению иностранных инвесторов в те отрасли, продукцию которых отечественная экономика пока заместить не может.

    Сейчас мы разрабатываем программу презентационных мероприятий окружного уровня с вовлечением тех стран, которые обладают наибольшим экономическим потенциалом в Европе и Азии. Многие очень важные для округа проекты стали результатом международных встреч. Мы намерены систематизировать такую деятельность и поставить ее на плановую основу.

    РГ: Новый губернатор Свердловской области Александр Мишарин высказал идею масштабного инфраструктурного проекта - скоростного железнодорожного сообщения между Екатеринбургом и Москвой. Насколько проработана эта идея?

    Винниченко: Эту идею я с Александром Сергеевичем пока не обсуждал, но полагаю, у него есть основания. Вообще, все, что касается инновационного развития транспорта, - только плюс, поскольку приближает источники сырья, сокращает сроки доставки грузов и пассажиров. Поэтому стоит подумать не только о создании скоростных линий между Москвой и Екатеринбургом, но и вообще о развитии железнодорожной и автомобильной инфраструктуры в масштабах округа. Есть изобретенные в России новые виды транспорта, которые пока не востребованы (например, струнный), которые в случае внедрения могли бы увеличить наш экономический потенциал.

    РГ: Проект "Урал промышленный - Урал Полярный" рождался в иной экономической ситуации, нежели сейчас. Недавно сменились и топ-менеджеры корпорации, созданной для его реализации. Насколько все это скажется на подходах, на тактике реализации проекта?

    Винниченко: Смена руководства корпорации не означает, что существенно изменился сам проект, лежащие в его основе идеи. Те задачи, которые были поставлены в рамках его реализации в текущем году, в основном решены. Надеюсь, что буквально в ближайшие дни будет завершена защита проекта в Главгосэкспертизе. Есть положительные заключения структур, которые мы привлекли для финансирования проекта, - банков, ОАО "РЖД", "НОВАТЭКа", "Газпрома" и других добывающих компаний. Новый губернатор Свердловской области тоже заявил, что регион будет активно участвовать в реализации проекта и, скорее всего, войдет в число инвесторов.

    Дорога по Приполярному Уралу станет примером масштабного государственно-част­ного партнерства. После того как заявка в Инвестиционный фонд Российской Федерации будет защищена, начнется строительство. Все необходимые условия и предпосылки к тому есть.

    РГ: Минувший год прошел под знаком борьбы с административными барьерами, мешающими развитию малого бизнеса. 

    Винниченко: В ряде стран доля малого и среднего бизнеса в валовом региональном продукте достигает 40 процентов. Максимальный аналогичный показатель у нас в округе - шесть процентов. Серьезным препятствием для развития малого бизнеса остаются именно административные барьеры. Известно, что все неплановые проверки малых предприятий должны в обязательном порядке согласовываться с органами прокуратуры. К сожалению, это не всегда так. Кроме того, пока сложно принимать меры против тех, кто превышает власть в отношении бизнеса из-за организационных проблем: создание реестров малых предприятий не завершено. По нашим оценкам, пока в них вошло порядка 40 процентов бизнес-структур. Одна из важнейших задач - ускорить эту работу. Тогда регулировать деятельность контролирующих органов станет значительно легче.

    Следующая позиция, по которой мы оцениваем "климат" для малого бизнеса, - это реализация преференций, которые пре­дусмотрены для него по закону: при выкупе площадей, арендуемых предприятиями, в налого­обложении. С выкупом помещений ситуация крайне неблагополучная, и мы на это указали практически всем регионам округа. В Свердловской области около 800 предпринимателей обратились с просьбой предоставить им такую возможность и лишь 25 ее получили. Всего 25!

    С налоговыми льготами чуть лучше. В большинстве субъектов Федерации приняли региональные нормативные акты, снижающие налоговое бремя на малый бизнес. Но, например, Курганская область за год так и не сделала этого.

    Поделиться