15.12.2009 13:20
    Поделиться

    В Перми открылся новый театр "Сцена-Молот", а у московских режиссеров появились новые пространства для освоения

    Культурная революция началась в Перми год назад, с приезда Марата Гельмана и превращения местного здания Речного вокзала в Пермский музей современного искусства. Тогда на улицах города впервые появились надписи "Гельман, вон из Перми!", а журналисты стали осторожно рассуждать о перспективах культурного развития города. Официально проект "Пермь - культурная столица России" был озвучен на Пермском экономическом форуме, прошедшем в середине сентября. Именно тогда министр культуры Пермского края Борис Мильграм подробно объяснил общественности, каким образом культура должна возродить "опорный край державы".

    В сентябре в Перми прошел театральный фестиваль "Территория", огромная выставка видеоарта "Видение", концерт ансамбля Opus Posth, пермского хора "Млада" и группы "Хуун-Хуур-Ту" со специально написанной партитурой Велимира Хлебникова на музыку Владимира Мартынова, а Артемий Лебедев тем временем открыл здесь Пермский центр дизайна и придумал логотип города в виде огромной красной буквы "П", тут же наводнившей весь Интернет.

    В конце прошлой недели состоялось открытие нового театра "Сцена-Молот", арт-директором которого стал руководитель московского театра "Практика" и основатель "Золотой Маски" Эдуард Бояков. В течение трех дней - 11, 12 и 13 декабря - актеры выходили на только что отремонтированную сцену, расположенную в здании центрального пермского театра, и играли по три спектакля. Для новой версии "Собирателя пуль" режиссер Руслан Маликов привез из Москвы только исполнителя главной - Донатаса Грудовича. Всех остальных героев играли пермские молодые актеры, которые в истории о жизни неблагополучных подростков выглядели намного серьезнее и органичнее, чем московские. С уральскими артистами  у "Сцены-Молот" вообще пока складывается все очень удачно: если у Маликова/Клавдиева материал на 100% попадает в артистов, а артисты - в материал, то игра Михаила Чуднова и Ирины Мальцевой в "Чукчах", как лакмус, проявляют в них как актеров очень высокого уровня.

    Пермский "Собиратель пуль" - удачный пример того, как спектакль способен обрести вторую жизнь. Предыдущая началась в первый год работы "Практики", в 2006-м. Тогда у Маликова не было ни декораций, ни сложного света - был только жесткий и бескомпромиссный текст Юрия Клавдиева, который звучал очень радикально и достигал наивысшей своей концентрации именно в интимной обстановке небольшого зала. В Перми появилась возможность придать спектаклю объем - и когда "новая драма" выходит из подвалов на большие сцены, от одного этого факта она не теряет ни грамма современности или актуальности. Просто она становится больше похожа на "искусство", и, как следствие, становится привлекательнее для зрителей.

    Но если рассуждать об искусстве театра, то дальше всех в этом направлении зашел режиссер Филипп Григорян со своим спектаклем "Чукчи". Белорусского драматурга Павла Пряжко давно сравнивают с Чеховым, и постановка Григоряна иллюстрирует это сравнение превосходно. В тексте Пряжко про быт странного, почти инопланетного северного народа режиссер рассмотрел сложную систему аллюзий и смыслов и мастерски сложил из них мозаику современной российской жизни. Но, в отличие от большинства режиссеров-поклонников вербатима, он не оставил этот текст жить собственной жизнью, не позволил этим смыслам беспорядочно течь между строк. Григорян, который раньше занимался как раз невербальным театром, пьесу Пряжко "поставил" в самом театральном понимании слова. Вместе с художницей по костюмам Галей Солодовниковой и композитором Валерием Васюковым большой специалист по части художественной реальности Филипп Григорян создал на сцене красивый и совершенно сюрреалистичный мир, в котором перемешались самые несочетаемые образы: тот же Чехов, Великая Отечественная и Афганская войны, античные мифы и уральские этнические мотивы. Ну, а красный карлик-Чебурашка и перебинтованные Олень с Волком, будучи вроде бы второстепенными персонажами, надолго останутся в вообращении у тех, кому посчастливилось увидеть "Чукчей".

    Судьба спектакля "Засада", поставленной Юрием Муравицким, была предрешена еще на уровне идеи. Рэп-драма, написанная специально для звезды Рунета репера (как себя называет сам артист) Сявы звездой российского современного театра драматургом Юрием Клавдиевым, обязательно станет хитом. Даже за три премьерных дня у "Засады" уже появились свои фанаты: прослушав новую "телегу" репера Сявы в один день, некоторые зрители радостно покупали билеты и приходили на следующий - чтобы еще раз почувствовать сильнейшую энергетическую волну, радостную и агрессивную, светлую и одновременно разрывающую тебя изнутри. Кроме артистов Сявы, Сержани и Сиплого, в постановке участвуют молодые танцоры брейк-данса из разных пермских команд, который иногда начинает напоминать балет.

    Конечно, "Засада" - самый дерзкий спектакль из всех трех. При этом он самый добрый. Как и во всем творчестве репера Сявы, в этой пьесе много мата, да и завязка располагает: герой с похмелья просыпается в чужой, совершенно незнакомой квартире и в ожидании товарища пытается восстановить события прошедшей ночи. В "Засаде" Сява не только исполняет свою культовую композицию "Отдыхаем хорошо", но и рассуждает о любви, родителях, детстве, друзьях, и еще о пустоте внутри.

    Несмотря на траур, объявленный в Перми после недавней трагедии в клубе "Хромая лошадь", "Сцена-Молот" открылась. Пока священнослужители проводили панихиды по погибшим в храмах города, на сцену нового театра перед каждым спектаклем выходил ее арт-директор Эдуард Бояков и говорил о боли, о сопереживании, о поддержке, о страдании. "Сцена-Молот" действительно создана не для того, чтобы развлекать людей и занимать их досуг, как в "Москве" когда-то была создана "Практика". Команда нового театра - это небезразличные к жизни и к себе люди, которые хотят говорить о своем небезразличии, а его зрители - такие же небезразличные, которые хотят и умеют слушать. "В такие моменты особенно понимаешь важность искусства, - сказал Борис Мильграм вечером третьего дня, уже после того, как актеры ушли со сцены в девятый раз. - Потому что люди умирают, а искусство вечно - оно продолжает жить и поддерживать жизнь".

    Поддерживать жизнь в Перми "столичные экспаты" стараются изо всех сил: не успели зрители прийти в себя от театральных премьер "Сцены-Молот", как в четверг здесь начинается грандиозный поэтический фестиваль "СловоNova" - в Москве я таких крупных мероприятий, связанных с поэзией, вообще не припомню. Как сказал один из героев пьесы Павла Пряжко "Чукчи": "По всем синергетическим прогнозам чукча однако передовой народ скоро будет! В компьютер модель заложил, компьютер ответ дал! Чукча передовая нация однако. Небывалый экономический подъем однако ожидается маленько…"

    Поделиться