18.12.2009 16:37
    Поделиться

    Сочинские ученые прогнозировали катастрофу с олимпийским портом "Мзымта"

    В Сочи продолжаются поисково-спасательные работы по розыску пропавших 14 декабря во время сильного шторма членов экипажа водолазного судна "Норд", а на месте намытых волнами  завалов начались работы по расчистке берега. По предварительным оценкам работы продолжатся полтора-два месяца, а потом начнется восстановительный процесс, который, по мнению специалистов Минтранса, может продлиться от четырех месяцев до полугода.

    Похоже, что последствия шторма, уничтожившего сотни метров гидротехнических сооружений строящегося порта "Мзымта", а также технику, суда и стройматериалы, приведут к очень большому разбирательству. Информационные агентства распространили мнение председателя комитета по транспорту Госдумы РФ Сергея Шишкарева, который опираясь на первые данные идущей сейчас прокурорской проверки, заявил, что строительство порта шло с нарушением технологий и с использованием некачественных материалов. Шишкарев сообщил, что инициирует создание парламентской комиссии, которая займется расследованием инцидента, поскольку речь идет о важном олимпийском объекте. По его мнению,  восстановительные работы могут затянуться до года.

    Сейчас в разрушенном порту работают следователи прокуратуры, ФСБ и несколько комиссий - Минтранса, Федерального агентства по морскому и речному флоту, госкорпорации "Олимпстрой" и других ведомств. Независимые эксперты уже подсчитали, что объем ущерба может составить от 1,8 до 2 миллиардов рублей, причем самый большой ущерб нанесен объектам, которые строились по госзаказу.

    Местные специалисты берегозащиты при этом утверждают, что строители переоценивают силу шторма: по их словам, она не превышала 5 - 5,5 баллов, тогда как строители говорят о 7 и даже 8 баллах, и волнах 10-12-метровой высоты. "Десятиметровые волны на Черном море бывают раз в 100 лет, нынешний шторм был поскромнее, такие случаются каждые три-пять лет", - считают ученые.

    Кстати, они не раз предупреждали, что для строительства грузового порта выбрано неудачное место.

    - Мы говорили, что сооружения, далеко уходящие в море, там строить нельзя, - рассказал корреспонденту "РГ" председатель общественного экологического совета при главе города Сочи Владимир Остапук. - Такое мнение мы не раз высказывали, когда шло обсуждение проекта, и наши возражения можно найти в протоколах общественных слушаний. Почему -то сложилось мнение, что Черное море - это такое ласковое озеро для курортников, а оно довольно коварное, в нем много подводных каньонов, а склоны пляжей резко уходят в глубину.

    По мнению Остапука, нестабильности прибрежной полосы способствовала и хищническая выборка песчанно-гравийной смеси, которая развернулась в долине Мзымты и других сочинских рек в последние годы.

    - Эта смесь - строительный материал для наших пляжей и всего побережья, когда ее вывозят в таких объемах, то рекам нечего нести к морю и берега размываются, - добавил председатель совета. - К сожалению, сочинских специалистов редко слушают, считается, что объемы финансирования и техника решат все проблемы, поэтому часто проекты делаются без привязки к местным геологическим и природным условиям, а это чревато катастрофами, одну из которых мы только что видели.

    Поделиться