Российские суды в год рассматривают более 20 млн дел, миллион из них - уголовные, остальные - гражданские и административные. Альтернативная система урегулирования правовых споров, принятая во многих странах, разгрузит суды, но разработка необходимого федерального закона идет уже не первый год. Об истории вопроса и о сути медиации - специальном методе переговоров с участием посредника - "РБГ" рассказала президент "Научно-методического центра медиации и права", председатель подкомиссии по альтернативному разрешению споров и медиации Ассоциации юристов РФ Цисана Шамликашвили.
- Цисана Автандиловна, почему у законопроекта о медиации такая сложная судьба?
- Принятие закона предполагает институализацию метода медиации и создание правового поля для его применения. В изначальный вариант законопроекта были внесены поправки, но некоторые концептуальные претензии тем самым сняты не были. В конце прошлого года, по итогам съезда судей, президентом РФ было дано поручение создать в рамках реформы судебно-правовой системы правовую базу для развития досудебных и внесудебных методов разрешения споров и медиации. На основании этого поручения началась работа над новым проектом закона, который должен отвечать всем требованиям к правовому акту, создающему условия для успешного развития и распространения нового института.
- Есть основания предполагать, что этот законопроект будет вноситься в Госдуму непосредственно президентом РФ?
- Наверное, такая возможность не исключена. Работа над этим законопроектом находится на финальной стадии. Судя по звучащим в последнее время комментариям и отзывам, этот вариант проекта закона отвечает всем требованиям. Он уже поддержан Высшим арбитражным судом и Верховным судом Российской Федерации.
- Если представить, что закон о медиации уже принят, как он начнет действовать?
- У нас в стране есть уже немало арбитражных судов, которые морально готовы к тому, чтобы начать работу в рамках этого закона, и ждут его появления. К примеру, Арбитражный суд Свердловской области, который в рамках правового эксперимента, проводимого на территории Уральского федерального округа, уже делает первые шаги по применению медиации. Во многих сферах ведомства готовы к интеграции медиации, но не решаются этого делать в отсутствие закона, регулирующего медиативную деятельность.
- Появление закона в числе прочего увеличит число желающих обучиться этому методу? Сделает ли он медиацию профессией?
- Думаю, что со временем, вероятнее всего, произойдет формальное выделение профессии - медиатор. Мы готовим медиаторов с конца 2006 года и рассматриваем программы по медиации как часть дополнительного образования. Курс "Введение в медиацию" уже четвертый год преподается в системе высшего юридического образования и неизменно пользуется успехом.
- Бизнес с пониманием относится к идее медиации? Идет на контакт?
- Бизнес, как и общество в целом, боится перемен, зачастую инертен. Вспомните, на недавней встрече президента РФ с предпринимателями владелец одной из крупных корпораций пожаловался Дмитрию Медведеву на то, что бюрократия замучила предпринимателей - всюду коррупция, взятки, "откаты". И президент ему ответил: а вы перестаньте давать! Совершенно справедливо, ведь действительно коррупция - это "двусторонний процесс". И пока предприниматели не поймут, что находятся в порочном круге, пока кто-то из них не найдет в себе силы вырваться из него, ничего не изменится. Радует, что сегодня постепенно нарастает критическая масса людей в бизнесе, готовых вести дела цивилизованно, начинает меняться подход к решению проблем. Этому очень способствуют представительства в России западных компаний, с которыми наши предприниматели вынуждены разговаривать на одном языке и использовать современные методы ведения дел, а значит, - и разрешения споров.
- На той же встрече с бизнесменами президент РФ напомнил о том, что в наших судах есть и такие посредники, как "решалы"...
- Да, это сильное образное выражение, думаю, оно надолго закрепится в памяти людей. Представьте себе ситуацию: человек приходит в суд защищать свои права, и одно дело, когда судья (и это является его обязанностью) говорит: "Вы имеете право попытаться примириться. Можете для этого удалиться на переговоры, можете обратиться к посреднику - медиатору, можете не обращаться, это ваше право". Теперь представьте другую ситуацию, когда судья говорит: "Вы можете обратиться к посреднику, он сидит в соседней комнате".
- Да, действительно, посредник посреднику рознь...
- Напомню, что медиация стала развиваться как альтернативный способ разрешения споров во второй половине прошлого столетия. Сегодня она обрела ту форму, которая позволяет называть этот метод ответом на вызовы современного мира. Медиация - это особая форма посредничества. И для нас очень важно, чтобы люди понимали, что за этим стоит. Первые шаги по интеграции медиации в России предпринимались уже в 2004 году. В начале 2005 года, в ходе подготовки первой международной конференции по медиации, стало понятно, что не так-то просто заставить юридическое сообщество задуматься на эту тему. Многие просто слышать об этом не хотели. Другие говорили: то, что хорошо там, на Западе, у нас никогда в жизни не приживется. Третьи путали медиацию с медитацией. А четвертые высказывали надежду: может быть, из этого что-нибудь выйдет.
Сегодня мы занимаемся очень сложными спорами. Но никогда не беремся за те, в которых есть криминальный аспект. К сожалению, у нас в стране таких конфликтов много.
- То есть это всегда гражданское право?
- Да, гражданское право, коммерческие, семейные, трудовые споры и т.д. К примеру, не исполняется судебное решение. Это обстоятельство, кстати, часто становится отправной точкой для сторон в переговорах, и участники конфликта соглашаются на медиацию. Сегодня люди начинают понимать, что можно обойтись без долгих судебных разбирательств. Если говорить о среднем бизнесе, то здесь важны жесткие временные рамки, стоит вопрос о сохранении хозяйственной деятельности и об удержании предприятия "на плаву". Решающим аргументом в пользу медиации становится ее возможность выработать решение, которое позволит создать переходный период, что для бизнеса важно.
Многое зависит от юриста, от его желания реально помочь клиенту - не просто принести последнему исполнительный лист (с которым тот будет ходить годы и ничего не получит), а помочь реально разрешить спор. После этого юрист может быть уверен: он не запятнал своей репутации, и клиент, если у него будут возникать проблемы, вновь обратится к нему.
Тут важно также различать два момента: одно дело - процедура медиации как таковая, она направлена на разрешение конкретного конфликта. Другое дело - медиативный подход, который может применяться в повседневной деятельности как дополнение ко всем помогающим, социально ориентированным профессиям.
Таким образом мы находимся лишь в начале пути, и очень важно быть последовательными в формировании правовых основ для применения альтернативных способов разрешения споров, использовать весь спектр доступных ресурсов для информирования и просвещения - как предпринимателей, так и широкой общественности - о сути и преимуществах медиации, прилагать усилия для формирования когорты профессиональных медиаторов, обучать основам медиации и медиативного подхода представителей различных специальностей, и прежде всего юристов, всемерно содействовать поддержанию высокого качества медиативных услуг.