24.12.2009 00:30
    Поделиться

    В Москве и Париже отметили 100-летие "Русских сезонов"

    Прямая трансляция каналом "Культура" совместно с французской компанией Francois Roussillon & Associes юбилейной программы Парижской оперы к 100-летию "Русских сезонов" (Ballets Russes) Сергея Дягилева стала апогеем празднования Францией и Россией важной культурной даты в истории мирового балета.

    Франция давно уже относится к "Русским сезонам" Сергея Дягилева как к части французской культуры. Привезенные когда-то Дягилевым во французскую столицу русские балеты, оперы, музыка, живопись, на долгие годы остались ядром французской культурной жизни. Парижские залы на "Русских сезонах" всегда ломились от публики, устраивавшей фурор или скандал на премьерах, а постановки собирали вокруг себя всю тогдашнюю артистическую и богемную среду - от Пикассо до Коко Шанель. Состав участников "Сезонов" - беспрецедентный: Игорь Стравинский, Сергей Прокофьев, Клод Дебюсси, Морис Равель, Александр Бенуа, Леон Бакст, Анри Матисс, Пабло Пикассо, Михаил Фокин, Леонид Мясин, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский, Анна Павлова, Ида Рубинштейн и многие другие.

    Неудивительно, что французы стали инициаторами грандиозного празднества, устроенного на сцене Парижской национальной оперы (Пале Гарнье), где в свое время состоялось большинство премьер дягилевских "Сезонов". 12 декабря, "к столетию", здесь впервые показали восстановленные четыре постановки Ballets Russes (хотя с парижской сцены, в отличие от российской, дягилевские балеты "с концами" никогда не исчезали) с участием ведущих солистов Парижской национальной оперы и оркестра Парижской национальной оперы (дирижер - Велло Пэн). Канал "Культура" совместно с французской компанией Francois Roussillon & Associes устроили прямую трансляцию юбилейного вечера в легендарном зале Пале Гарнье, дав теперь публике в России возможность "побывать" на "дягилевской" премьере, ощутить ту атмосферу, которая витала в Париже столетие назад, когда показывались "Видение розы" (1911) в хореографии Михаила Фокина на музыку Дебюсси, "Послеполуденный отдых фавна" (1912) Вацлава Нижинского на музыку Дебюсси, балет "Треуголка" (1919) в хореографии Леонида Мясина со сценографией Пикассо, знаменитый "Петрушка" (1911) Фокина - Стравинского -Александра Бенуа.

    Прямая речь

    Брижит Лефевр, директор балетной труппы Парижской национальной оперы:

    - Сергей Дягилев - человек, одержимый красотой. Для меня, француженки, он - воплощение русской души. Его желание двигаться вперед, своего рода жадность, одержимость, прекрасное безумство художника ощущается во всей русской литературе, в музыке, в танце. То, что привез когда-то Дягилев во Францию, - был сам дух той эпохи. Мир менялся, но многие не хотели видеть этого. Он же - предчувствовал. И еще: Дягилев - это форма свободы, потому что его собственный вкус, его фантазия могли осуществляться. Он доказал ценность того, что называется продюсерством. По Дягилеву же, быть продюсером - значит, быть творцом, создавать и продюсировать красоту, новые формы танца, музыки, движения.

    Солист Бенжамин Пеш (балет "Петрушка"):

    - Балеты Дягилева - это поворотный момент в мире танца: в них много риска. Тот же Петрушка - очень сложный герой, потому что нужно быть и куклой, и живым человеком. Найти какие-то особенные чувства, чтобы передать терзания куклы. Кроме того, у Стравинского очень сложная партитура, которую невероятно трудно переводить на танцевальные движения. В хореографии, например, все построено на "андедан" (движение внутрь), а мы, танцовщики, привыкли к "андеор" (движение от себя), положение ног непривычное, ломаные линии, безжизненность в мимике. Все это сложно и рискованно. И невероятно интересно.

    Солист Жозе Мартинес (балет "Треуголка"):

    - Весь хореографический мир до сих пор вдохновляется балетами дягилевской эпохи. Хотя сегодня на них можно смотреть и как на музейную ценность. Я имею в виду то, что за историей можно пойти в Лувр, а можно и на русские балеты. Прошло уже сто лет с момента создания этих балетов, но многие из них и сегодня более современны, чем поставленные сейчас. В тот момент возник какой-то сплав творчества разных людей, и это продолжает оставаться актуальным. Новаторство всегда остается востребованным.

    Поделиться