24.12.2009 00:35
    Поделиться

    В Хабаровском крае ликвидируют самое узкое место на БАМе

    В Хабаровском крае началась проходка основного тоннеля на Кузнецовском перевале. Работы по реконструкции самого узкого места Северного широтного хода планируется завершить в 2016 году.

    - На побережье Татарского пролива активно формируется Ванино - Советско-Гаванский транспортно-промышленный узел. Объем переработки грузов здесь возрастет с нынешних 10 до 80 миллионов тонн в 2020 году, - отметил губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт. - Но существующая транспортная сеть на данном широтном направлении совершенно недостаточна для пропуска и обработки перспективных грузопотоков.

    Поэтому остро встал вопрос об увеличении провозной способности БАМа, прежде всего его восточного участка. К портам Ванино и Советская Гавань ведет единственный сухопутный коридор - железная дорога через горный хребет Сихотэ-Алинь. ереоценить значение этого участка для экономики и обороноспособности страны невозможно - через него осуществляется доставка грузов до портов Хабаровского края, на Сахалин и острова Курильской гряды.

    Участок Оунэ - Высокогорная с Кузнецовским тоннелем был построен в 1945 году - хотя и очень быстро, но по нормам военного времени. Сейчас тоннель находится в предаварийном состоянии, а его уклон позволяет проводить поезда весом не более четырех тысяч тонн с тремя "толкачами".

    В прошлом году при государственной поддержке началась реализация инвестиционного проекта "Реконструкция участка Оунэ - Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань". Общая его стоимость составляет 23,76 миллиарда рублей, из них 17,56 миллиарда - средства Инвестиционного фонда Российской Федерации. В текущем году в работы вложено 3,32 миллиарда.

    Проектом предусмотрены строительство однопутных подходов к перевальному тоннелю в обход участка существующей железнодорожной линии Оунэ - Высокогорная, а также прокладка однопутного перевального тоннеля длиной 3890 метров.

    - Реализация запланированных мероприятий снимет основной "барьер" на подходе к Ванино - Советско-Гаванскому транспортному узлу, - заявил начальник Дальневосточной железной дороги Михаил Заиченко, - но при прогрессирующем росте объемов перевозок, а он сегодня налицо, это не решит всех проблем магистрали.

    Рост, особенно экспортного грузопотока, действительно заметный. За 11 месяцев 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008-го объем внешнеторговых перевозок в адрес портов на дальневосточном направлении увеличился на 23 процента - до 46,1 миллиона тонн. Погрузка угля, например, выросла на 31 процент (+6,1 миллиона тонн), черных металлов - на 43 (+2,3 миллиона тонн), нефти - на 19 (+1,3 миллиона тонн), кокса - в 2,7 раза (+0,4 миллиона тонн). На участке Комсомольск - Ванино железнодорожникам пришлось даже изменить график движения поездов для того, чтобы максимально соблюсти интересы грузоотправителя. При пропускной способности восемь пар в сутки в направлении Ванино проходили 22 пары, причем для обеспечения этой задачи были привлечены 15 локомотивов с других дорог.

    Сегодня на месте строительства тоннеля завершены работы по прокладке транспортно-дренажной штольни, которые велись с ноября 2008 года. Эта штольня протяженностью 3911 метров предназначена для отвода воды с горного массива и обслуживания будущего основного тоннеля. Кроме того, в процессе проходки уточнялись геологические характеристики горных пород. В эти дни на месте строительства завершена сборка большого проходческого комплекса "Lovat" с рабочим диаметром 9,5 метра и началась прокладка основного тоннеля.

    - Длина участка Оунэ - Высокогорная с Кузнецовским тоннелем сейчас составляет 37,6 километра. В результате реконструкции она сократится до 24,9. Уклон станет более пологим, что позволит водить составы весом до 5,5 тысячи тонн, - сказал главный инженер Комсомольского отделения Дальневосточной железной дороги Сергей Рябов. - Новый Кузнецовский тоннель не только заменит старый ход, но и обеспечит возрастающий объем перевозок. С его вводом, который состоится в 2013 году, наше отделение сможет перевезти вдвое больший объем грузов - 24 миллиона тонн в год.

    Справка "РГ"

    В соответствии с генеральной схемой развития железнодорожного транспорта объемы грузов, следующих в сообщении с портами Ванино и Советская Гавань, были определены к 2015 году в размере 40 миллионов тонн, к 2020 году - 60 миллионов, что превышает уровень 2008 года, соответственно, в 6 и 9 раз.

    Поделиться