В 2002 году на саммите в Кананаскисе (Канада) ведущими мировыми державами было учреждено Глобальное партнерство против распространения оружия и материалов массового уничтожения. Проблемы международного взаимодействия в области химического разоружения в интервью "Российской газете" осветил директор Департамента по вопросам безопасности и разоружения МИД Российской Федерации Анатолий Антонов.
Какие основные направления международного сотрудничества в области противодействия распространению оружия и материалов массового уничтожения вы можете выделить?
На саммите "Группы восьми" в Кананаскисе лидеры ведущих государств приняли решение, что сотрудничество в рамках этой программы будет концентрироваться на следующих четырех направлениях: уничтожение химического оружия, комплексная утилизация атомных подводных лодок, утилизация плутония и трудоустройство ученых, ранее занятых в процессе производства оружия массового уничтожения. Страны "восьмерки" обязались выделить на Глобальное партнерство в течение десяти лет, т.е. до 2012 года, до 20 млрд долларов. США обязались ассигновать 10 млрд долларов, Россия - 2 млрд. При этом было решено, что первоначально проекты в рамках Глобального партнерства будут реализовываться в России.
Россия заявила, что ее приоритетами в Глобальном партнерстве будут являться уничтожение химического оружия и комплексная утилизация АПЛ, выводимых из боевого состава флотов на Севере и Дальнем Востоке страны. Это связано с тем, что в наследство от Советского Союза Российской Федерации досталось несколько достаточно сложных проблем, одна из которых - большое количество вооружения, которое уже давным-давно не используется, складировано и подлежит уничтожению. Никакой угрозы его распространения нет, поскольку все это оружие находится под строгим контролем. Вместе с тем оно представляет собой определенную опасность, прежде всего с точки зрения экологии.
Какова международно-правовая база сотрудничества в области уничтожения химического оружия? Как вы оцениваете уровень международного взаимодействия в этой области?
После 2002 года нам удалось сформировать правовую базу для взаимодействия с теми государствами, кто принял решение оказывать содействие России в уничтожении ее химического арсенала. С Великобританией, Германией и США мы сотрудничали и продолжаем взаимодействовать по соглашениям, заключенным еще до учреждения Глобального партнерства. Подписаны межправительственные соглашения с Италией (2003 год), с Канадой (2004 год) и с Францией (2006 год). Ряд стран, у которых нет соглашений с Россией об оказании ей содействия в выполнении Конвенции о запрещении химического оружия, предоставляют средства через соответствующее российско-британское Соглашение от 2001 года. Этот механизм, называемый "трехсторонним", используется некоторыми странами для выделения России небольших средств для уничтожения химоружия.
Кроме того, установились хорошие рабочие отношения между российскими и иностранными министерствами и ведомствами, задействованными в сотрудничестве в области химического разоружения. А взаимопонимание - это залог успеха. Таким образом, после учреждения Глобального партнерства круг доноров был расширен, а объемы помощи в соответствии с заключенными соглашениями должны были возрасти.
Страны, подписавшие Конвенцию о запрещении химического оружия, создали международное объединение - Организацию по запрещению химического оружия. Каков, по вашему мнению, уровень взаимодействия ОЗХО и Российской Федерации?
ОЗХО была учреждена для реализации предмета и цели Конвенции о запрещении химического оружия, включая осуществление международной проверки ее соблюдения и сотрудничество между государствами-участниками. Мы высоко оцениваем ее роль в процессе контроля за уничтожением химического оружия. Россия тесно сотрудничает с Техническим секретариатом ОЗХО по таким важным аспектам, как проверка уничтожения запасов химического оружия, достижение универсального характера Конвенции, выполнение всеми государствами ее положений на национальном уровне, предоставление помощи. У нашей страны установились доверительные рабочие отношения с Рохелио Пфиртером. Надеемся, что с его преемником господином Ахметом Узюмджю, представителем Турции, мы также найдем общий язык.
Не побоюсь сказать, что Россия - один из ключевых игроков в ОЗХО. Это и неудивительно, ведь мы - крупнейший обладатель запасов химического оружия. На нас лежит обязательство уничтожить все имеющееся у нас химическое оружие, а это почто 40 тысяч тонн, строго в установленные Конвенцией сроки. Ближайшая цель - выполнение Россией 3-го этапа своих конвенционных обязательств - уничтожение 45 проц. (18 тысяч тонн) своего химического арсенала - успешно достигнута. Мы полностью осознаем свою ответственность за ликвидацию российских запасов химоружия и делаем все возможное для достижения этой цели.
Россия участвует во всех плановых мероприятиях ОЗХО: сессиях Исполнительного совета и Конференции государств-участников, в неформальных консультациях в межсессионный период, в основных международных событиях, организуемых ОЗХО по всему миру.
ОЗХО - это пример успешно действующего разоруженческого механизма, параллельно решающего и нераспространенческие задачи. Опыт организации в таких областях, как сбор и анализ информации по химическим веществам, проведение проверочной деятельности на объектах по хранению и уничтожению химического оружия, а также на предприятиях химической промышленности, уникален. Это - результат тяжелой повседневной работы инспекторов и сотрудников ОЗХО по всему миру. Мы стараемся оказать помощь организации в решении стоящих перед ней задач.
В России накоплен немалый потенциал в химической сфере. Это в первую очередь наши специалисты. Мы поощряем стремление российских представителей поступать на работу в ОЗХО, где их опыт и знания весьма востребованы.
Как я уже отмечал, мы взаимодействуем с ОЗХО по всему спектру вопросов, находящихся в сфере деятельности организации. Разумеется, на первоначальном этапе мы уделяли больше внимания вопросам уничтожения химоружия. Теперь, когда технологии отработаны и процесс уничтожения налажен, на первый план выходят вопросы нераспространения. Речь идет в первую очередь о том, чтобы обеспечить полное выполнение положений Конвенции всеми государствами на национальном уровне, включая создание национального органа и принятие соответствующего законодательства. По-прежнему актуальна задача достижения универсального характера КЗХО - на сегодняшний день семь государств все еще находятся вне правового поля Конвенции.
Российские объекты по уничтожению химического оружия построены и строятся с международной помощью. Как вы оцените ее уровень?
В соответствии с Федеральной целевой программой "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" должно быть построено 7 объектов по уничтожению химоружия. Помощь предоставляют 16 стран, а также ЕС и американский фонд "Инициатива по уменьшению ядерной угрозы". Доноры в той или иной степени оказывают содействие в создании всех объектов.
При содействии Германии, а также ряда других государств построены объекты в пос. Горный Саратовской области и г. Камбарка Удмуртской Республики. Доля иностранного участия в создании этих объектов составила более 22 процентов.
За счет США (основной донор), Великобритании и вкладов других государств в мае 2009 года пущена первая очередь объекта в г. Щучье. Доля участия партнеров - 48 процентов.
В настоящий момент при содействии Германии и Швейцарии строится объект в г. Почеп Брянской области. Канада выделяет средства на создание объекта в г. Кизнер Удмуртской Республики. Объекты в пос. Леонидовка Пензенской области и пос. Марадыковский Кировской области были построены в основном за счет российского бюджета.
После запуска Глобального партнерства мы добились определенных результатов в реализации двусторонних соглашений. Мы признательны всем, кто помогает нам в этой сложной работе. С 2002 года Россия получила около 1 млрд долларов на уничтожение химоружия. Конечно, сумма немаленькая. Вместе с тем этот объем составляет меньше половины от того, что нам обещали партнеры по соглашениям.
Необходимо отметить, что мы столкнулись с рядом проблем в получении иностранного содействия. Безвозмездная помощь не всегда поступает своевременно и не в полном объеме. Из-за этого нам уже неоднократно приходилось корректировать сроки выполнения российской программы химразоружения и изыскивать в срочном порядке средства из бюджета для того, чтобы не сорвать выполнение намеченных проектов.
Россия со своей стороны значительно увеличила финансирование проектов Глобального партнерства. Как я уже отмечал ранее, в Кананаскисе мы обязались выделить на Глобальное партнерство 2 млрд долларов. В соответствии с федеральными целевыми программами на два приоритета - уничтожение химоружия и комплексную утилизацию АПЛ - мы ассигновали уже порядка 6 млрд долларов. Таким образом, Россия является не только получателем, но и вторым по величине (после США) донором этой многосторонней программы.